Сибирские огни № 011 - 1990

от всякого заморского визга и блатных и «приблатненных» эмигрантских песен, которые тогда гуляли вольно благодаря магнитофонным записям. И, помню, ес­ ли совершенно не трогало, казалось скучным, хрестоматийным пушкинское «Лукоморье», написанное с любовью к русской мифологии, с очарованием тай­ ны, то от «Лукоморья» Высоцкого при­ ходил в дикий восторг. В обработке же и осмыслении Высоц­ кого «Лукоморье» — поэтически запечат­ ленная Русь — выглядит так: И русалка там была, Честь не долго берегла, А потом, как смогла, родила, Тридцать три же мужика, Не желая знать сынка,— Пусть считается пока Сын полка... Даже при самых благих целях, даже из переживания за русскую старину — тут, правда, этого переживания нет — грешно нам так вольно обращаться с ве­ личайшей народной мифологической культурой, а заодно и с великим рус­ ским поэтом, поскольку в данном слу­ чае — что-то вроде смешной и грешной пародии. Так вот в юности и я, брезгуя народ­ ными песнями, пел подобные песенки, и пел бы при каких-то обстоятельствах и до седых волос, и стал бы походить на гадливо молодящегося, когда уже тру­ ха сыплется, похотливого, мокрогубого дедка. Спаси и сохрани! Спаси и сохра­ ни от этого наша задушевная, печаль­ ная и радостная народная песня, похо­ жая на леса и долы, степи и холмы, ти­ хие озера и стремительные реки, на не­ бо и солнце. В пятидесятых и шестидесятых годах наша сатирическая печать и так и эдак склоняла рабское, идиотское преклоне­ ние перед всем «заморским». Помню, в «Крокодилах» тех времен хлестко поно­ сились стиляги доморощенные, дурею­ щие от заморского тряпья и заморской эстрады; помню, даже приписывалось в стихах: дескать, а сало русское едят. Но нарочно или невольно, а только дела­ лось это так бездарно и неумно, и так уж из этого создавался «сладостный за­ претный плод», и так было мало талант­ ливого воспевания всего исконного род­ ного, что молодежь, даже та, какая и са­ ма поначалу чуралась «заморского бес­ стыдства», валом повалила на барахолки искать нерусского тряпья, поголосно за­ разилась «ихней эстрадой». Люди «по­ умнее», поразвитее и тогда, как уж мог­ ли, осмеивали «аракчеевщину» в куль­ туре и быту, «советико морале», и тогда уж подсобляли выжить новоявленным стилягам и космополитам, и добились. таки своего — теперь, слава нечистому, дело лишь за каким-нибудь стриптизом, остальное все у нас дозволено. Собирается молодежь и может вечера­ ми напролет слушать разрушающие пси­ хику (это подтверждено врачами) тяже­ лые или, модные сейчас, «чугунно-ли­ тейные» роки, или уж блатные, на одес­ ский манер, уркаганьи песенки, славя­ щие «водочку», «денёя^й^-тУй и дз>к>- щие в молодые уши: дескать, будьте, парни, смелыми, отчаянными, учитесь жить у «честных фраеров», жить краси­ во, широко, рисково, и не бойтесь зо­ ны, там тоже можно жить, если ты «на­ стоящий фраер». А то уж включат что- то из музыкальной порнографии — охи, вздохи, визги, похожее на подглядыва­ ние в чужую спальню. Низкое притяга­ тельно, заразительно, особенно в моло­ дых летах, да и в средних тоже — знаю, грешен, многогрешен, — скотства в нас не только не убавилось, но такое ощуще­ ние, что работает могучая, всеохватная, направленная в первую очередь на мо­ лодежь, мировая индустрия зла, обра­ щающая человека в полуробота-полу- скота, разрушающая в душах все чис­ тое, святое — чувство рода, родины, семьи, чувство жертвенной и наслаж­ дающей душу любви к ближнему. Так что ничего и не будет дивного, если эта самая мировая индустрия зла, давно уже взявшая волю и у нас, подсунет нашей молодежи для пущего развития стриптиз. А что, скажет иной «передо­ вой» парнишка, у них можно, а у нас нельзя, да?! Чем мы хуже их?! У нас, кстати, тоже демократия. И хватит нас пугать «гнилым Западом». И что же, при нашем демократизме придется скре- пя сердце разрешить и какие-нибудь такие неформальные объединения, где бы можно было скакать в чем мать роди­ ла, предаваться свальному греху. Ко­ нечно, нужно будет как-то половчее, по- заграничнее назвать эти объединения, чтобы молодежь туда валом повалила. Пожалуй, что и это мы дождемся, тем более есть теперь в культурной пропа­ ганде модное поветрие: дескать, надо дать молодежи то, что она просит, что она хочет, а уж она сама разберется, что ей годно, что негодно. А потом выигрыш­ но то, что если мы разрешим для них пусть даже что-то вроде стриптиза, соз­ дадим клубы для этого с помощью ком­ сомола, мы же тем самым сразу двух зайцев убьем: во-первых, вытащим юн­ цов из подвалов и подъездов, чтобы они были у нас на глазах, на контроле, во- вторых, мы же во время тех же сеансов стриптиза можем разъяснять им, как это дурно, аморально, как это губительно для психики и физиологии. Очень умно, очень демократично, почти что в духе времени. И подобное заявление я слы­ шал от одного журналиста из молодеж­ ной газеты. Вот она, берущая последние позиции индустрия зла. Верно было ска­ зано кем-то из писателей: мировое зло, независимо от политических систем, су­ мело крепко объединиться и широко, всеохватно развернуть свою «сатанин­ скую» работу, добро же мировое пока еще разобщено, вяло и не насторожено. * * * ...А вечер на дискотеке шел своим че­ редом — как отсветы взрывов, светя­ щихся пуль, припадочного мигания про­ жекторов, метался обезумевший свет светомузыки, на секунду-другую вы­ свечивая танцующих; они, красные, буд­ то залитые кровью, будто с них заживо содрали кожу, обмирали вдруг перед

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2