Сибирские огни № 011 - 1990
по тем временам вроде бы даже передо вых идеи то есть, как «грядущего ха ма», увидел страшное общество беспа мятных Иванов и беспамятных манкур- тов человекороботов, в которых мы, после братоубийства порушив храмы отринув народную культуру, а значит, и народный нравственный дух, начинаем обращаться. Вполне возможно, что Достоевский, когда писал эти пророческие строки в речи о Пушкине, помнил стихотворение поэта о «просвещенцах»: Ты просвещением свой разум осветил, Ты правды лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел... Стыд за свой народ до середины ны нешнего века был лишь кичливой по брякушкой «просвещенцев-западни- ков», ослепленных блескучей мишурой европейской культуры, потерявших в оторванном от народного нравственного и художественного опыта, углубленном рассудочном познании меру стыда и че ловечности: сам же наш народ, хоть и бороды ему брили, и немецкие кафтаны пялили, и от суровых моральных усто ев старой веры отвращали, и на брато убийство поднимали, и водкой опаивали, и в колонии сгоняли, и разоряли, и по зором клеимили, и непосильным трудом гробили, — не только что не стыдился себя исконного, сермяжного, деревенско го, но, как бы чуя единственно спаситель ную нравственность своей жизни, лю бовно и согласно слитой с землей, напол ненной величайшей обрядовой поэзией, укрепленной тысячелетними моральны ми правилами, воинственно оберегал се бя от стыда за свою жизнь. Но приш ло все же времечко, привалило горь кое, когда новые поколения стали от рываться от земли, от природы, от родо вых корней, от песен своих и плясок, и явился, как сытая ухмылка сатаны, стыд за себя вековечного. Тут на пустом мес те, выжженном «стыдом», и разрослись наши пороки густым бурьяном, тут мы, говоря словами Достоевского, стали уст раняться как народ. * * * Устыдимся своих прежних песен — как далеко и как верно увидел это Дос тоевский... И я смотрел на этот стыд, когда по глупости включил на дискотеч ном вечере народную песню, когда буд то отдал на поруганье чужеземцам саму нашу песельницу Ольгу Ковалеву. Но самое-то печальное, самое-то противное, что и сам я от стыда сгорал, и с боль шим трудом, с великой мукой дождался окончания песни. Да и не слышал пе ния, оно и не трогало меня, как это бы ло, когда слушал дома; я попервости не видел и брезгливых ребячьих лиц, — от стыда горели даже корни волос, все тело намокло нервным потом, глаза за стилали едучие слезы обиды, точно все насмехались надо мной, вызнав, что это я врубил «муру». Но вначале все же было обидно за песню, стыдно, что я включил ее здесь, перед этими... Геспо- . ди ты мой! — проклинал я себя. — И ка кой черт дернул меня включить на «скач ках» русскую песню, тем более еще и страдательную, похожую на причеть?! Это же все равно, как если бы я при вел сюда свою старую мать и попросил бы ее спеть для этой публики, и мать, согнутая в дугу, с кривым березовым батожком, вышла бы в черном запане, в тряпичных ичигах и, прислонившись к электронной установке, затянула бы слезливо: Вы не вейтеся, русые кудри, Над моею больной головой... Нет, подумалось мне с тяжким рас каяньем, не они, ждущие светомузыки, похожей на светопреставление, не они, ждущие оглушающего рева, подлыми тут оказались, а я, искушающий их ду ши и для посмешища «вытащивший» старинную песню. Тем более предвидел же, предвидел, с каким-то довременным злорадством, что так и обернется дело; хотелось, вишь ли, воочию убедиться, что не по нутру молодым русским свои народные песни. И тут вот, честно приз наться, я, точно испуганный Ученик, трижды до третьих петухов отрекшийся от своего Учителя и горько в том пока явшийся, сам вдруг застыдился этой песни — простенькой и убогонькой она мне показалась: а застыдившись (вот он, проклятый «стыд», предреченный Достоевским), стал спрашивать себя: с чего это я, по сути еще такой же моло дой, как эти дискотечные ребята, мог лю бить народные песни, мог носиться с русской стариной и гордиться тем, что я русский?! Все это до того уже прош лое, пахнущее тленом, плесенью, ску кой и убожеством старокрестьянского житья-бытья, до того это уже конченное и неуместное при новом научно-техни ческом образе жизни, при нашем благо говении перед шиком и блеском всего заморского, что и носиться с русской ста риной можно или от какой-то непри способленности к веку, или выстав ляясь, задаваясь — ишь я какой осо бенный, отличный от толпы Иванов, не помнящих родства! — или уж из страсти к чему-то остренькому, полуподпольно- му, поскольку говорить о русских на циональных проблемах вроде и смело, и крамольно. Да что там о проблемах, мы и гордиться чем-то русским и то побаиваемся — как бы шовинистом не прослыть. Недаром же писатель Вален тин Распутин в беседе, напечатанной в одной из газет с примечательным заго ловком «Душа крепка корнями», ска зал: «Не надо бояться называть русское русским. Я бываю за границей, вижу отношение к нам. И вот как это подает ся: все, что хорошее, это советское, все, что плохое, это русское,..» Словом, хоть на самое малое время, а все же стыдно мне стало на том диско течном вечере за свою любовь к отчей песне, и я горько пожалел, что сунулся сюда. А потом — прикинул я, какое я возымел право судить молодых русских парней и девчат, если, грешным де лом,.1 и сам лет десяток назад тут же выключал!' ,:радио, коэдаШтам пелось что-то русское народное, и был без ума
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2