Сибирские огни № 011 - 1990

тя, может быть, и не вполне славяно­ фил. Славянофилы до сих пор понима. ются различно. Для иных, даже и те­ перь, славянофильство, как в старину, например, для Белинского, означает лишь квас и редьку. Белинский дей­ ствительно дальше не заходил в пони­ мании славянофильства. Для других (и, заметим, для весьма многих, чуть ли не для большинства даже самих славянофилов) славянофильст­ во означает стремление к освобождению и объединению всех славян под верхов­ ным началом России — началом, кото­ рое может быть и не строго политичес­ ким. И наконец, для третьих славяно­ фильство, кроме этого объединения сла­ вян под началом России, означает и заключает в себе духовный союз верую­ щих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому челове­ честву и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром сло­ во. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединении всего челове­ чества новым, братским, всемирным со­ юзом, начало которого лежит в гении славян, и преимущественно в духе вели­ кого народа русского, столь долго стра­ давшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяс­ нения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений запад­ ноевропейской цивилизации. Вот к это­ му отделу убежденных и верующих принадлежу и я». Чуть позже в «Крат­ ких биографических сведеньях», про­ диктованных Анне Григорьевне Достоев­ ской, писатель скажет прямо, что «по убеждениям своим он открытый славя­ нофил». * * * Славянофильская идея святой, бого­ носной Руси с болью и мукой звучала и через несколько десятилетий, когда ру­ шилась, заливалась кровью великая дер­ жава, и возглашавшие ее даже тогда не теряли надежды, не хоронили навечно Русь. В этом смысле примечательны пророческие слова Павла Флоренского, открываемого ныне великого христианс­ кого подвижника, православного стра­ стотерпца и русского философа, сказан­ ные им в письме к наследнице имения Абрамцево (родина славянофила Акса­ кова) А. С. Мамонтовой от 30 июля 1917 года: «Все то, что происходит кру­ гом нас, для нас, разумеется, мучитель­ но. Однако я верю и надеюсь, что, ис­ черпав себя, нигилизм докажет свое ни­ чтожество, всем надоест, вызовет нена­ висть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы уже не по- прежнему, вяло и с оглядкой, а наголо­ давшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси...» Тут свя­ щенник отец Павел пророчески и увидел через пороховой дым и заводской чад, услышал через предсмертные стоны и грохот взрывов, через машинный рев и визг «сатанинских плясок» наши вось­ мидесятые годы, ¡когда в изваянных ни-а гилизмом и цинизмом русских братьях и сестрах вновь зазвучала нравственно спасительная идея бессмертия Руси, про­ будилось горделивое чувство причаст­ ности к ней. «Я уверен, — писал отец Павел, — что худшее еще ВПЕРЕДИ, а не позади, что кризис еще НЕ миновал (выделено отцом Павлом. — А. Б.). Но я верю в то, что кризис очистит рус­ скую атмосферу, даже всемирную атмо­ сферу, испорченную едва ли не с XVII века (видимо, имеется в виду раскол в Православной Церкви и русском общест­ ве, ибо в том веке общество и Церковь были неразлитны. — А. Б.). Тогда «Аб­ рамцево» и Ваше Абрамцево будут оце­ нены; тогда будут холить и беречь каж­ дое бревнышко Аксаковского дома, каж­ дую картину, каждое предание в Аб­ рамцеве, в абрамцевых. И Вы должны заботиться обо всем этом ради буду­ щего России, вопреки всяким возгласам и крикам». * * * Если в романе «Бесы» Достоевский вложил едкую критику «русских запад­ ников» в уста славянофила Шатова, то уже в «Дневнике писателя», предваряя свою знаменитую речь о Пушкине, ска­ зал уже своим голосом, но как бы через самих же просвещенцев «за­ падного толка». «Мы намерены обра­ зовать наш народ помаленьку, в поряд­ ке, и увенчать наше здание, вознося народ до себя и переделав его националь­ ность уже в иную, какая там наступит после образования его. Образование же его мы оснуем и начнем, с чего сами начали, то есть на отрицании им всего прошлого и на проклятии, которому он сам должен предать свое прошлое (под­ черкнуто мною, чтобы отметить вещее слово Достоевского, как бы предвидев­ шего нынешние времена, когда мы, гово­ ря словами Леонида Леонова, подвергли сейсмическому опустошению нашу ста­ рину, нашу память. — А. Б.). Чуть мы выучим человека из народа грамоте, тот час же и заставим его нюхнуть Европы, тот час начнем обольщать его Европой, ну хотя бы утонченностью быта, прили­ чий, костюма, напитков, танцев, — сло­ вом, заставим его устыдиться своего прежнего лаптя и квасу, устыдиться сво­ их древних песен... (подчеркнуто мною. — А. Б.). Он застыдится своего прежне­ го и проклянет его. Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш, — вот наша фор­ мула, Мы ее всецело приложим, ког­ да примемся возносить народ до себя. Если же народ окажется неспособным к образованию, то — «устранить народ». Ибо тогда выставится уже ясно, что народ наш есть только недостойная, вар­ варская масса, кторую надо заставлять лишь слушаться». Возможно, Достоевский в полемичес­ ком азарте сатирически упростил идеи западников, можно даже сказать — и подчернил, но, будучи одним из самых провидливых, вещих писателей, он как бы увидел уже грядущие последствия довольно невинных на первый взгляд и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2