Сибирские огни № 011 - 1990
го года песельница, собирательница ста ринных народных песен Ольга Василь евна Ковалева, подобно сказителям, по добно знаменитой Марии Кривополено- вой, странствовала по Руси нашей вели кой, пела за некорыстное вознагражде ние, а часто, как говорится, за кусок хле ба. Ее везде ждали, любили... и разве ж могла она предвидеть, высмотреть даже в страшном сне, что придет такое вре мя на Руси, когда песен ее народных будут стесняться молодые русичи, брез говать ими, насмехаться над ними?! А так и вышло на том дискотечном вече ре... * * * Глядя на дискотечных ребят, брезгую щих своей народной песней, можно бы ло, конечно, только вздохнуть — новые песни придумала жизнь, и ничего тут страшного нету, коль эти русские ребята не любят вековечных родных песен, коль им претит и сам дух русский, а больше приманивает даже не просто заморский, а какой-то космополитичес кий, — дело вкуса, как говорят, но бе да-то в том — и это нужно много раз пов торить, — что с падением в наших душах национального духа падает и на ша мораль, ибо для того и вершилась тысячелетиями национальная культура, чтобы идеально отработать и поэтически закрепить моральные правила. И так в любом народе, населяющем землю-ма- тушку: нет национального самосознания — все, нет и морали в людях. Тут могут сразу же в укор сказать: а морален ли национализм? Разумеется, аморален, но он, во-первых, как болез ненный нарыв на теле смертельно стра дающего народа, как крайность — край ность опасная и унижающая само по нятие национального самосознания; во- вторых, исходит он обычно от людей, не столько любящих и гордящихся своей культурой, своим народом, сколько страдающих комплексом своей нацио нальной неполноценности или даже просто по-житейски корыстных. Это от щепенцы нации, космополиты наизнан ку; они уже тем вне своей нации, что в основе их сознания лежит не любовь к своему земляку, а презрение ко всяко му инородцу — презрение, густо заве денное на боязни этого инородца. Иного чужеродца и можно, и нужно сторожить ся, но не в этом одном национальное са мосознание, и даже менее всего в этом. Творя зло и поруху дру гому народу или, проникнув в него, де мократическим путем заняв ключевые позиции в экономике, культуре, идеоло гии, разлагая этот народ, это государст во изнутри, чтобы потом покорить пол ностью, — националисты, исчадье ада, уже тем самым отрываются и от своей нации, поскольку в корнях всякого ис тинного национального духа, художест венно запечатленного и закрепленного в народных культурах, — Любовь к ближ нему независимо от языка и веры его, терпимость ко всякому инородцу, исхо дящая от духовного сродства, от чувст ва бйоей национальной г^л:нр^ёЙЦоц'^.1 К примеру сказать, какая великая тер пимость к иноверцу и даже удивлен ное любование им жили в русских лю дях, глубоко и неколебимо православ ных; иные из них рассуждали, что Бог- то один и душа у всех бессмертна, что Любовь к ближнему во всех верах из начальна, только молятся все по-раз ному, как свойственно их культуре, как навеяно им жизненным укладом, окре стной природой и даже климатом. Толь ко поверхностно или безлюбовно знаю щий свою народную культуру (отчего и злой комплекс национальной неполно ценности), или знающий ее только с одного края — военно-патриотического, только слабый, душевно опустошенный, потерявший в пороках истинный народ ный дух, злобно заносчив перед ино родцем, иноверцем; могучий же духом, как и телом, — смирен и жалостлив. Об этом и в былинах пелось... Но и могу чий смирен до поры до времени. Вспом ним былинного Никиту Кожемяку (вот русский дух!), который не шел воевать супротив змея, сколько его ни упраши вал князь, а лишь когда взмолились дети-сиротинушки, порвал он с великой досады бычьи шкуры, какие от веку мял, и пошел оборонить от ворога, от нечистой силы вдов и сирот, всю святую, исстрадавшуюся Русь. Только слезы униженных и оскорбленных, обездолен ных и сирых, только Русь, попранная чужекровцем, змеем нечистым и лука вым, а не воинская слава ,и добыча заставили Никиту Кожемяку взять ка рающий меч, чтобы одолеть змея, одо левши же, вспахать на нем великую бо розду — оборонить Русь пограничным рвом. Это лишь романтически воспеваемые по сей день, стоящие по колено в люд ской крови, всякие «рыцари плаща и шпаги», флибустьеры, лихие мушкете ры, могли и за медный грош, и за бабью юбку, из скотской похоти или взбесив шись с жиру, резать шутя, играючи сотни людей — «вжик, вжик, относи готовенького». Но теперь, похоже, и нам впору об ращаться к Никите Кожемяке, если го ворить, пожалуй, не в прямом, а нравст венном, идеологическом смысле. Леонид Леонов в своей статье «Раздумья у ста рого камня», написанной восемнадцать лет назад, опубликованной в «Советской культуре» в августе прошлого года, пи сал: «Гражданская совесть и стариков ские предчувствия повелевают мне высказаться вслух по поводу нашей ста рины, подвергшейся почти сейсмическо му опустошению. Многое из сокрушен ного, испепеленного по первому разряду усердием общеизвестных лиц уже не во ротить. Тем громче надо вступаться в защиту уцелевшего» (подчеркнуто мною. — А. Б.). Позже Инна Ростовцева в статье о Леонове отмечала: «Вспомина ется предупреждение писателя, что се годня мышление вслух о таких важных предметах очень похоже на прогулку по минному полю, причем каждую ми нуту что-то может взорваться... «Взры вается» слово Леонова, когда он прика сается к таким острым, больным, крово-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2