Сибирские огни № 011 - 1990
тишина визгом и бухающими ударами «механического молота», размалываю щего всю человечью суть, еще завсегда таи дискотеки терлись возле бара, где пышноусый, лукавый бармен с завитой шапкой волос, почему-то в беспогонном офицерском кителе, перекрещенном по тертыми ремнями, разливал пенистые коктейли, — в это самое время с ми лостивого согласия одного из устроите лей дискотеки включил я песню Ольги Васильевны Ковалевой. Ей, талантливой исполнительнице старинных русских песен, Митрофан Ефимович Пятницкий, до слез потрясенный ее пением, с благо дарным поклоном надписал книгу соб ранных им крестьянских песен: «Глубо коуважаемой Ольге Васильевне — певцу народного горя». Особенная, глубинная народность ее таланта заключалась пер во-наперво в том, что пела она не в той широко употребимой, усредненной, не много даже обездушенной, или, как те перь говорят, «сытой фестивальной» ма нере и не тяготела к оперности, она пе ла так, как пели именно в ее деревне Любовке Актарского уезда Саратовской губернии и как выпевалось из собствен ной настрадавшейся души. Да-а летели гуси-лебеди через двор, О-ой, лё-ли, ой да ля-ли через двор. Ударили крылом белым о терем, О-ой, лё-ли, ой да ля.-ли о терем. Вставай, вставай, Настасьюшка, раненько, О-ой, лё-ли, ой да ля-ли раненько. Поливай, поливай зеленый садочек частенько, О-ой, лё-ли, ой да ля-ли частенько. Поливай, поливай ключевою водою, О-ой, лё-ли, ой да ля-ли водою. Еще своей горючею слезой, О-ой, лё-ли, ой да ля-ли слезою... Когда здесь, на дискотечном вечере, пелась эта печальная до слез девичья песня, похожая на причеть вопленницы, я мучительно ждал ее окончания, чтобы выключить пластинку; молодые же ре бята вначале замерли в обиженном не понимании — туда ли они попали?... а если туда, то кто включил эту муру?.. — потом одни брезгливо сморщились, дру гие стали откровенно посмеиваться и возмущаться, третьи смущенно отвора чивались, стали раздражаться, точно кто-то непрошеный силком лез им в душу и осуждал. И это наши русские парни и девицы! Особенно, девицы, по тому что песня девичья! Стыд и срам на помраченные наши головы, на зане мелые наши души! Это походило на то подлое и позорное, как мы стеснялись когда-то своего де ревенского происхождения, своих де ревенских бабок и матерей, приезжаю щих к нам в студенческие общежития в плюшевых дошках и тряпичных, осою- зенных кожей ичигах, в серых полу шалках, привозящих нам завернутое в полотенце сало, яйца, домашние постря пушки. Любили мы бабок и матерей, ду ши в них не чаяли, и от любви же так хотелось, чтобы они, изношенные кол хозной работой и домашней колготнеи, хоть маленько подмолодились, бросили свои деревенские привычки, чокающии сельский говорок, и на городской лад пусть бы даже натянули брючки-дрюч ки подкрасили свои обветренные, иску санные от вечной натуги, скорбные туч бы, пусть бы даже закурили сигаретки, но только бы не эти дошки, полушалки, тряпичные ичиги и стеснительный, чо кающий говорок. Это походило и на то, как мы, точно крыловские свиньи под дубом, морщи лись, снисходительно терпели, приезжая в деревню, когда ради нас же собира лось застолье и наша постаревшая род ня затягивала многоголосые, похожие на причитания, старинные песни; и так уж мы торопились, так уж поспешали завести магнитофон с распутно-визгли выми заморскими или куражливо-блат ными, циничными, вертлявыми песен ками, под которые, как выражались, можно скакать. Но разве ж чуяли мы тогда занебес- ную чистоту наших матерей, копающих ся в земле, чистоту, какая обрядом и заслонялась от злых искушений, о ка кой мы будем потом томиться, пред ставляя ее для себя уже невозможной, непосильной. Мы будем строить свою душу, соскальзывать вниз и вновь уст ремляться к чистоте душевной, кото рая была совершенно естественным сос тоянием наших матерей и бабок. Разве ж могли мы почуять, уже захлестнутые, словно удавкой, песенной пошлостью и бездушностью, что матери наши, стари ки и старухи поют песни, от которых многими веками плакали счастливыми и очистительными слезами наши пред ки, плакали поэты, композиторы, певцы, музыканты, чья великая земная слава и заколосилась-то на щедрейшем и не оглядном поле русской песни, русской музыки. Недаром для поэта и сочини теля музыки было чуть ли не главной творческой удачей, если хоть одна их песня приравнивалась вдруг к народной и пелась. * * * Среди российского песенного поля на родилась и Ольга Васильевна Ковалева, чью песню я включил на том злополуч ном дискотечном вечере. Слава и приз нание россиян пришли к ней в феврале 1914 года, когда она спела свои песни в Политехническом музее в Москве. «На сцену вышла рослая молодая женщина в русском национальном костюме, — го ворится в предисловии к пластинке, вы пущенной несколько лет назад фирмой «Мелодия», — и полились в зал народ ные песни о нужде и горе, о нелегкой женской судьбе, свадебные плачи и при читания, зазвучали хоровые и плясовые, шуточные, игровые, прибаутки...» «Ка кая красота! Подлинная народность! Впечатление сильное и в высшей степе ни свежее!» — писали тогдашние рус ские газеты. В одном из многочислен ных отзывов на ее исполнение говори лось: «Певучесть, ласковость, мягкость звука, глубина чувств, теплота большого сердца — вот что так волнует в Ваших песнях, вызывает сопереживание, при влекает, трогает до слез...» После знаменитого выступления в че тырнадцатом году любовь к ее песне жила в нашем Российском отечестве еще лет сорок,1н©‘и !до чеТЫрйАДвфто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2