Сибирские огни № 011 - 1990
сахова, о котором Федор Абрамов в очерке сказал, что Писахов по таланту стоит вровень с Андерсеном, но для рус ского человека еще и на голову выше Андерсена, потому что русский. Но я-то, просто потрясенный сказками Писахова, всегда знал только Андерсена, а про Пи сахова и слыхом не слыхивал, хотя этот замечательный архангельский писатель и сказитель написал свои жемчужины народного юмора еще задолго до моего рождения. Почему же ни в школе, ни в университете, нигде и никто не говорил мне про этого замечательного сказочни ка, который, без всякого сомнения, за служивает в русской литературе такого же высокого места, как и другой писа тель-сказочник — Павел Бажов. Так же с великим запозданием и опять по ве ликому чуду, опять самолично открыл я и Бориса Шергина, и уже позже прочи тал о нем у Владимира Личутияа. А совсем недавно прочел я записки Федо ра Абрамова, вернее, наброски к буду щему очерку, где так высоко, с такой болью сказано о Борисе Шергине. Мне хочется здесь привести несколько осо бенно значительных мест, тем более они вполне по теме всего разговора. «Впечатление (от Бориса Шергина. — А. Б.). Побывал в 16—17 в., а может быть, у ее истоков. Святой, и вещий баян, и монах, и летописец... Вышел с ощущением святости... И все люди хо рошие. И хотелось со всеми быть хоро шим... Ощущение: с Зосимой Достоев ского беседовал... В Оптиной пустыне по бывал. Ощущение святости всю доро гу... Темная изба. Темный коридор, про пахший кухней, помоями, уборной — в провинции такие, из которых никогда не выветривается запах... По искреннос ти, по наивности Шергин перекликается, вероятно, только с одним писателем в рус ской литературе — с протопопом Ав вакумом. Но у Аввакума искренность, душевность очень земная, «плотская», хотя он и лицо духовное. У Шергина ис кренность ребенка, святого старца, все- мудрого, отрешившегося от всех земных страстей, научившегося всех прощать и т. д. Беспорочная чистота. Он святее и чище любого церковника, хотя живет в миру. А в сущности, он ведь кто?^ От шельник в своем подвале, забытый, по кинутый всеми... Все время жил трудно материально, а какая душа!.. У Шерги на не было пиджака. Праведник, святой в наши дни — не чудо ли? А охочих до него не было. Один весь день. Писатели, которые клянутся в любви к русскому народу не бывали. Походил и на веще го сказочника... Рублевская троица при ходит на ум, когда читаешь Шергина. Откуда этот дух русского смирения и неизъяснимой светоносности, душевной красоты, которая исходит от этих анге лов . Искусство Шергина сродни иконе. Икона — в литературе. И сродни народ ному творчеству... Шергин и Писахов воспитаны совсем на другой культуре, чем мы, родившиеся в советское время... Снял пальто на вешалке (речь идет ° Центральном Доме литераторов. —А. ь.), легко вбежал по легкой в три ступень ки лестнице в портретный зал вестибю ля, разбежался глазами. Глянул на одну афишу, на другую — цветастые, яркие, и вдруг на щите, неподалеку от стола дежурной, задержался глазом — больно уж убого. Увидел небольшой белый лис ток, исписанный черными письменны ми буквами, сиротливый, нищенский, на фоне этого великолепия... Вчитался. Тра урное объявление, возвещавшее о смер ти члена СП с 1934 года Бориса Викто ровича Шергина. И все. Ни фотографии, ни обычного указания о дне похорон, панихиды. Шергин, Шергин... Кто такой? А может, это тот Шергин... Нет, нет, не может быть... О том же ведь рыдал бы сейчас весь Дом литераторов. Спраши ваю у дежурной. Пожимает плечами, спрашиваю у одного-двух, членов СП, сытых, раскормленных, с павлиньей важностью прохаживающихся по вести бюлю, — тоже не слыхали про такого. Звоню Юре Галкину... Да, да, тот са мый... Да, умер неповторимый волшеб ник слова, может быть, лучший писа тель, живший в Москве. И Москва и не знала, что такой есть... Что мы за рус ские? Почему не щадим, все топчем свое? От богатства непомерного, от щед рости?..» Я потому здесь привел такую большую выписку из размышлений Федора Аб рамова о Шергине, что сильнее и скорб нее не скажешь о том, как мы вообще обошлись со своей народной культурой. * * * Кого мы теперь не открываем для ши рокого читателя, зрителя? Мы печемся о наследии Бориса Пастернака, бьемся за него не на жизнь, а на смерть, мы открываем поэзию Осипа Мандельшта ма, живопись Марка Шагала, и так да лее, и тому подобное, но что же мы не открываем для того же широкого чита теля Писахова, Шергина, Марию Кри- вополенову — знаменитую русскую ска зительницу, или, к примеру, Ирину Фе досову, которую Горький назвал «вели кой народной поэтессой». Если, допус тим, поэзию Мандельштама или, по край ней мере, его имя знают грамотные лю ди, то имя той же Федосовой слыхом не слыхивали большинство из тех, кто получил высшее гуманитарное образо вание. А ведь «Причитания Северного края» Ирины Федосовой, изданные в трех томах (1872—1875 гг.), получили ми ровую известность. Поэмы-плачи И. А. Федосовой слушали Горький, Шаляпин, Римский-Корсаков, Балакирев. «Она вызвала у меня незабываемое впечат ление, — писал Федор Шаляпин. — Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг понятна стала глубокая прелесть народного творчества». К. Чистов, автор предисловия к поэмам-плачам И. А. Фе досовой, пишет: «Об ее (Федосовой. — А. Б.) талантливых импровизациях пи сали журналисты и ученые, известные литераторы черпали в ее творчестве свое вдохновение (Н. А. Некрасов в гла ве «Крестьянка» из поэмы «Кому .¡на, Ру- ХсфбгЙб»^'¥1 "йг'Мейьников-Пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2