Сибирские огни № 011 - 1990
Это, конечно, шутка, но, как говорится, во всякой шутке есть и доля правды. Да, они уже боялись тишины, как ог ня, как будто боялись в этой тишине невольно задуматься о своей судьбе... Страдал от той «музыки», кажется, один сторож лагеря, и как-то в разго воре со мной жаловался: дескать, ни какого житья нету от этого проклятого колокола, — так он называл усили тель, который и разгонял «музыку» ок рест себя на несколько километров, — целый день орет, оглашенный, прямо голова раскалывается пополам. Потом жаловались и работники му зея: туристы, приезжающие со всего белого света в «сибирскую деревню», чтобы познакомиться с русской сибир ской стариной, послушать о мире и ла де, о поэтичности крестьянского жиз ненного уклада, вынуждены были вме сто этого волей-неволей слушать «музы кальный мусор», какого до отрыжки наслушались и у себя дома, по городам и весям. В следующем, то есть восемьдесят седьмом году, на спортивно-оздорови тельном лагере, видимо, вняв жалобам музейных работников, умерили музы кальный пыл. Но ведь лагерь — это лишь типичный пример, поскольку эст радное насилие сплошь и рядом: в пио нерских лагерях и на турбазах, в по ездах и на пароходах, в ресторанах и кафе, и нету такого закона, какой бы нас оградил от этого разрушающего и угнетающего дух и тело «музыкально го» истязания. Кажется, уже и в дет ских садах и яслях, словно боясь опоз дать, приобщают детей к эстраде, и, помню, одна ясельная девчушка, дочь моих знакомых, еще лепечущая на своем детском языке, еще не одного слова путем не умеющая сказать, а тем не менее, как-то придя из яслей, пропела: «А ты такой холодный, как айсберг в океане...» Родители чуть не померли от восторга, и мне, честно при знаться, было смешно, когда она лепе тала про «холодного» жениха, но потом стало страшно, будто девчушечку, еще ангела чистого, уже коснулся порок. * * * С угасанием народной обрядовой пес ни и авторской лирической, полуслитой с народной, на возникшем песенном пу стыре буйно зацвели нахально-лиловыми шишками репейники бесчисленных клуб ных и ресторанных ВИА. Я тут сказал об угасании народной и близкой к ней лирической песни, но мне могут тут же сказать поперек: а народные хоры, а пластинки, а теле-радиоконцерты, а зна менитые ныне певцы — Штоколов, к примеру, Соловьяненко, Людмила Зыки на, но дело-то в том, что не этим меря ется угасание или возрождение народ ной песни — мера тут: что поет сам на род и особенно молодежь, их и больше, им и продолжать национальную куль туру. А потом, если сравнить с эстрад ными, то у нас не так и часты, мягко го воря, концерты народной песни и музы ки; годсэд да родом видим мы ,по «голу- бому ящику» хор имени Пятницкого, Омский, Кубанский, Донской, Северный хоры, ансамбль народной музыки Дмит рия Покровского, редки, очень редки концерты певцов, исполнителей русских народных песен. Мой свояк Анатолий Бурмакин, жи вущий в прибайкальском селе Зырянск, прекрасный баянист, гармонист, любя щий народную песню, с ■ возмущением показал мне «статистику», которую сам составил; он просмотрел подряд 52 теле визионных музыкальных передачи, и увидел там, услышал такие номера: 20 — иноземный рок, 23 — советский рок, 2 (!) — русские песни, 1 — русская пляс ка, 1 — грузинский танец, 1 — литов ская народная песня, 2 — классические музыкальные произведения, 2 — оперет та. «Статистика», конечно, жуткая, коль почти 90% музыкального времени от дано року. Где наш модный плюрализм?! Тут уж откровенное насилие рока над народной и классической музыкой. Насчет же пластинок знаменитых пев цов дело обстоит опять же не лучшим образом: я могу легко и хоть воз купить пластинок Пугачевой и Леонтьева, ко торыми завалены прилавки музыкаль ных магазинов, но вот записей Федора Шаляпина днем с огнем не найдешь, и я несколько лет искал их, помня, что когда-то все же выходил набор пласти нок, где были записаны народные пес ни и оперные партии в его исполнении. В подобных случаях у меня всегда рождается один и тот же, вроде бы не разрешимый вопрос: какая эта такая не чистая сила городится перед нашей отечественной культурой, заслоняет ее от русского человека, тыкая мордой в какой-то музыкальный, литературный, живописный, архитектурный суррогат. Вопрос этот возникает, когда видишь на фотографиях дива, сотворенные наро- дом-художником — русские храмы (тот же Храм Христа Спасителя или Ир кутский кафедральный собор), стертые с лица земли русской, как и тысячи других памятников российского зод чества. Валентин Распутин в очерке «Его сотворенное поле» приводит скорбные слова Федора Абрамова, в некоторой ме ре как бы отвечающие на наш горький «российский вопрос»: «Что ж, распусти ли вы там (в Иркутске. — А. В.) своих перестройщиков?! Они рады все пере строить, все с ног на голову. Красивый город, и — портите. Что ты мне о вку се! Дело не во вкусе. Есть люди, которые заинтересованы, чтобы мы с тобой, жи вя в России, остались без России. Чтобы она у нас потихоньку да помаленьку уходила из-под ног (подчеркнуто мною. — А. Б.). Эх!.. Когда поумнеем?!» * * * Вопрос о той же далеко смотрящей и много замышляющей воле рождается, когда мы вдруг под сорок лет открыва ем каким-то чудом великих мастеров русского слова, живших в наше время или по крайней мере в нынешнем веке. Так у меня было, когда я открыл для себя; северного сказочника Степана Пи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2