Сибирские огни № 011 - 1990
риотами», как стало и подмываться из нутри: с одного бока корыстным при способленчеством, с другого — просто отсутствием творческого умения и дара, даже самого народного духа, заключен ного хоть в небольшом, но любовном знании народной культуры (песни, сказ ки, обряды, поверия) и, конечно же, вы раженного в понятиях личностной со вести, в жалости к ближнему, в общин ной тяге к братству. Истинно было сказано, стань вначале сам русским по духу, а потом уж вини на всех пере крестках всякого опошляющего нашу национальную духовность, нашу народ ную культуру, которая, как и всякая народная культура, более чем гениаль на; то есть, прежде чем винить, корить «поворотчика России», сам сперва всем сердцем возлюби отчую землю, нашу старину, воплощенную в устном слове, в древе и камне, сам сперва обрети со весть или хотя бы жгучую потребу в ней. Но мало быть совестливым и не терпимым к социальной несправедливо сти. Было бы опасно — это увело бы от истинных болей нации — если бы наша молодежь замкнулась на критике «со циальной среды», на своем исповедаль ном, нравственном самосуде, хотя и критикой «социальной среды» и еще в большей мере нравственным самосудом по высокому божественному счету рус ская литература и выделилась в прош лом веке из мировой. Конечно, «пово- ротчикам России», о которых выше го ворилось, очень бы хотелось, — на это и уповают, —чтобы русская творческая среда копалась бы бесконечно в «соци альной грязи», винила за эту «грязь» один только русский народ, или терза лась бы, мучилась вечно своим нравст венным несовершенством, и в этом, только в этом видела бы все беды Оте чества. Нет, грешно и самоубийственно забывать и о «сатанинской силе» — си ле зла, принесшей уже нашей земле, нашему народу столько горя под личи ной «патриотизма и прогресса». Не все же нам в своих грехах каяться и в ду ше своей искать все беды, не все же нам плакаться и оплевывать себя с ног до головы!.. Пора и по сторонам огля деться, увидеть беду дальше «социаль ной грязи» и своего душевного неустрой ства, пора бы заиметь хоть немного на циональной гордости. И в этом смысле, кроме приспособленцев к идее, кроме неумелых и мелких по своему порыву, только портящих саму идею, добавились и боящиеся крайностей. Но бояться-то нечего, потому хотя бы, что зачатки на ционального самосознания народились в небольшой кучке творческой, просве щенной среды, основная же часть наро да еще не скоро, наверное, очнется от дурманного космополитического угара. А потом уже оттого нельзя бояться наци онального самосознания народа, что оно, это осознание, в своем исконном, ска жем, былинном виде, неискаженное на военную потребу, есть не что иное как благоговейная любовь к ближнеку, зем ле, к родине и братское чувство ко вся кому другому народу. Так что пугаться крайностей смешно, нелепо, раз,, по ПО поводу «боящихся» Достоевский и сказал в «Дневнике писателя»: «Положительно есть русские люди, боящиеся даже рус ских успехов и русских побед. Не пото му боятся они, что желают зла русским, напротив они скорбят об всякой рус ской неудаче серьезно, они хорошие русские, но они боятся удач и побед русских «потому де, что явится после победоносной войны самоуверенность самовосхваление, шовинизм, застой». Но вся ошибка этих добрых людей в том что они всегда видели русский прогресс единственно в самооплевывании Да са монадеянность-то нам, может быть и всего нужнее теперь! Самоуважение нам нужно, наконец, а не самооплевы- вание». * • * Но обратимся теперь уже прямо к нашему главному разговору... Некото рый толчок к написанию заметок-раз мышлений совершила одна поездка в небольшой провинциальный городок. Кажется, в первый же день команди ровки поведал я тамошнему газетчику, что интересуюсь здешней молодежной культурой и о каком-то своеобычном, по-народному талантливом явлении мог бы написать. Брат-газетчик, смилостив- шись, будучи к тому же дока в куль турных делах, присоветовал не слонять ся попусту, а двигать прямиком в Дом культуры и познакомиться с вокально- инструментальным ансамблем. Этот ан самбль^ для городка, если не считать на родный театр (народный, а почему-то ставящий чаще всего пьесы зарубеж ных драматургов), наипервейшая гор дость, и я слышал о нем, имеющем более чем десятилетнюю историю, мно го лестных и вполне справедливых слов. С восторгом вспоминали, как ан самбль играл в день Победы, во время народных гуляний, играл даже под про ливным^ дождем, за что ему самый ни жайший поклон от растроганных горо жан. Позже случайно прочел я в мест ной газете об ансамбле, где хвалилась оригинальная обработка русских народ ных песен. Но честно скажу, не лука вя, — и это будет главная причина, по чему меня не привлек ансамбль, — не люблю я всякие оригинальные и неори гинальные обработки старинных рус ских песен какие еще так душевно, трогательно до слез поют наши старые отцы, матери в застолье: мне это всегда казалось кощунством и даже виделся изощренный прием, каким снижалась и почти обесценивалась народная песня, особенно если ее обрабатывали для электронных инструментов. Россия наша столетиями нежила и хо лила, с любовью и печалью выхаживала песенную ниву, и песня жила в душе самым дорогим, самым спасительным островком, поскольку, включенная в трудовые и праздничные обряды, осве щала самые трогательные и зачастую самые переломные моменты жизни. А уж так за века песня отшлифовалась, так изукрасилась, что прибавить или убавить — все равно что погубить пес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2