Сибирские огни № 011 - 1990

риотами», как стало и подмываться из­ нутри: с одного бока корыстным при­ способленчеством, с другого — просто отсутствием творческого умения и дара, даже самого народного духа, заключен­ ного хоть в небольшом, но любовном знании народной культуры (песни, сказ­ ки, обряды, поверия) и, конечно же, вы­ раженного в понятиях личностной со­ вести, в жалости к ближнему, в общин­ ной тяге к братству. Истинно было сказано, стань вначале сам русским по духу, а потом уж вини на всех пере­ крестках всякого опошляющего нашу национальную духовность, нашу народ­ ную культуру, которая, как и всякая народная культура, более чем гениаль­ на; то есть, прежде чем винить, корить «поворотчика России», сам сперва всем сердцем возлюби отчую землю, нашу старину, воплощенную в устном слове, в древе и камне, сам сперва обрети со­ весть или хотя бы жгучую потребу в ней. Но мало быть совестливым и не­ терпимым к социальной несправедливо­ сти. Было бы опасно — это увело бы от истинных болей нации — если бы наша молодежь замкнулась на критике «со­ циальной среды», на своем исповедаль­ ном, нравственном самосуде, хотя и критикой «социальной среды» и еще в большей мере нравственным самосудом по высокому божественному счету рус­ ская литература и выделилась в прош­ лом веке из мировой. Конечно, «пово- ротчикам России», о которых выше го­ ворилось, очень бы хотелось, — на это и уповают, —чтобы русская творческая среда копалась бы бесконечно в «соци­ альной грязи», винила за эту «грязь» один только русский народ, или терза­ лась бы, мучилась вечно своим нравст­ венным несовершенством, и в этом, только в этом видела бы все беды Оте­ чества. Нет, грешно и самоубийственно забывать и о «сатанинской силе» — си­ ле зла, принесшей уже нашей земле, нашему народу столько горя под личи­ ной «патриотизма и прогресса». Не все же нам в своих грехах каяться и в ду­ ше своей искать все беды, не все же нам плакаться и оплевывать себя с ног до головы!.. Пора и по сторонам огля­ деться, увидеть беду дальше «социаль­ ной грязи» и своего душевного неустрой­ ства, пора бы заиметь хоть немного на­ циональной гордости. И в этом смысле, кроме приспособленцев к идее, кроме неумелых и мелких по своему порыву, только портящих саму идею, добавились и боящиеся крайностей. Но бояться-то нечего, потому хотя бы, что зачатки на­ ционального самосознания народились в небольшой кучке творческой, просве­ щенной среды, основная же часть наро­ да еще не скоро, наверное, очнется от дурманного космополитического угара. А потом уже оттого нельзя бояться наци­ онального самосознания народа, что оно, это осознание, в своем исконном, ска­ жем, былинном виде, неискаженное на военную потребу, есть не что иное как благоговейная любовь к ближнеку, зем­ ле, к родине и братское чувство ко вся­ кому другому народу. Так что пугаться крайностей смешно, нелепо, раз,, по ПО поводу «боящихся» Достоевский и сказал в «Дневнике писателя»: «Положительно есть русские люди, боящиеся даже рус­ ских успехов и русских побед. Не пото­ му боятся они, что желают зла русским, напротив они скорбят об всякой рус­ ской неудаче серьезно, они хорошие русские, но они боятся удач и побед русских «потому де, что явится после победоносной войны самоуверенность самовосхваление, шовинизм, застой». Но вся ошибка этих добрых людей в том что они всегда видели русский прогресс единственно в самооплевывании Да са­ монадеянность-то нам, может быть и всего нужнее теперь! Самоуважение нам нужно, наконец, а не самооплевы- вание». * • * Но обратимся теперь уже прямо к нашему главному разговору... Некото­ рый толчок к написанию заметок-раз­ мышлений совершила одна поездка в небольшой провинциальный городок. Кажется, в первый же день команди­ ровки поведал я тамошнему газетчику, что интересуюсь здешней молодежной культурой и о каком-то своеобычном, по-народному талантливом явлении мог бы написать. Брат-газетчик, смилостив- шись, будучи к тому же дока в куль­ турных делах, присоветовал не слонять­ ся попусту, а двигать прямиком в Дом культуры и познакомиться с вокально- инструментальным ансамблем. Этот ан­ самбль^ для городка, если не считать на­ родный театр (народный, а почему-то ставящий чаще всего пьесы зарубеж­ ных драматургов), наипервейшая гор­ дость, и я слышал о нем, имеющем более чем десятилетнюю историю, мно­ го лестных и вполне справедливых слов. С восторгом вспоминали, как ан­ самбль играл в день Победы, во время народных гуляний, играл даже под про­ ливным^ дождем, за что ему самый ни­ жайший поклон от растроганных горо­ жан. Позже случайно прочел я в мест­ ной газете об ансамбле, где хвалилась оригинальная обработка русских народ­ ных песен. Но честно скажу, не лука­ вя, — и это будет главная причина, по­ чему меня не привлек ансамбль, — не люблю я всякие оригинальные и неори­ гинальные обработки старинных рус­ ских песен какие еще так душевно, трогательно до слез поют наши старые отцы, матери в застолье: мне это всегда казалось кощунством и даже виделся изощренный прием, каким снижалась и почти обесценивалась народная песня, особенно если ее обрабатывали для электронных инструментов. Россия наша столетиями нежила и хо­ лила, с любовью и печалью выхаживала песенную ниву, и песня жила в душе самым дорогим, самым спасительным островком, поскольку, включенная в трудовые и праздничные обряды, осве­ щала самые трогательные и зачастую самые переломные моменты жизни. А уж так за века песня отшлифовалась, так изукрасилась, что прибавить или убавить — все равно что погубить пес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2