Сибирские огни № 011 - 1990
праздником завивания русской берез ки (?), меня с какой-то даже заведомой злостью стало волновать отношение русской молодежи к своей родимой пес не (для меня это и отношение к Роди не, к России), и хотелось узнать отношение не приспособленче ское — какое исходит от лукавого ума, от праздной забавы, от самой разнооб разной корысти и даже, как мне чудит ся, от тайного разрушительного жела ния, — нет, конечно, хотелось прознать искреннее отношение, пусть даже не приемлющее _ народную песню, как и сам народный дух. Приспособленчество куда страшнее откровенного неприятия, и опять же Достоевский, который, мож но сказать, весь без остатка отдался своей последней идее, идее богоносно- сти и особенной, спасительной для мира духовности русского народа, писал: «Вы даже представить не можете, какая грусть и злость охватывает вашу душу, когда великую идею, вами давно чти мую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на ули цу, и вы вдруг встречаете ее уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, пос тавленную нелепо, углом, без пропор ции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят». Так было в свое время с идеей всеславянского братского единения под духовным началом России, так было с крестьянской общинной идеей и земст вом, как формой внутреннего самоуп равления, когда предполагалась полная воля для развития нравственных, худо жественных и хозяйственных начал, выработанных нашим народом само стоятельно многими веками, так было, наконец, и с толстовской идеей «опро щения, омужичивания», возвращения просвещенного общества к земле, к почве, к природе. Но несмотря на приспособленчество, на неумелость, тем не менее в тепереш нее время в последних поколениях творческой и гуманитарной молодежи как бы новым священным огнем заго релось патриотическое чувство, роди лась жажда укрепиться в националь ном самосознании, ощутить под своими ногами не горящую землю, не порохо вую бочку, а землю отцов и дедов, с^ее тысячелетними корнями. Не случайно же проснувшееся патриотическое чувст во в сынах России потому, что только путем национального возрождения мы сможем возродиться и нравственно, по скольку лишь в многовековом нацио нальном опыте жизни отстоявшиеся до полной чистоты и ясности все нравст венные правила, которые, кстати, и воп- лощены-то в поэтических обрядах, в на шем героическом эпосе, в песнях и сказках, в легендах и мифах, в наших пословицах и поговорках и даже в на ших произведениях традиционного кре стьянского прикладного творчества. «Русский народ, — писал незадолго до смерти Василий Шукшин, за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пере смотру: честность (имеется в виду, надо думать, не «честность» тати дорожно го. — А. В. ), трудолюбие, совестливость, доброту... Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неи моверные тяжести победы, наше стра дание — не отдавай всего этого за по нюх табаку». Значит, для нашего исце ления душевного нам надо узнать и по любить Россию, ибо, как писал Гоголь в своем вершинном по духовному осмы слению человеческого бытия произведе нии, в своих «Выбранных местах ив пе реписки с друзьями»: «Не полюбивши России, не полюбить вам своих брать ев...». И этим же путем, то есть через на циональное возрождение, мы смогли бы возродить российское хозяйство и даже спасти и сохранить отечественную при роду, поскольку лишь тот, кто всем сердцем сознает, что это его отчая зем ля, кто любит ее истинной, выверенной тысячелетиями крестьянской любовью, будет и бережно, любовно с ней обра щаться. Словом, мы должны стать пат риотами, заправдашними гражданами России. «Если мы радеем о воспитании гражданина и личности, — писал Лео нид Леонов в своей статье «Раздумья у старого камня», — а только на гражда нина и на сознательную личность де лается ставка в сегодняшних обществен ных переменах, — то должны глубоко осознать, что гражданин не может сос тояться в человеке, оторванном от кор невой системы своего народа». Созвуч ны со словами Леонида Леонова и раз мышления Валентина Распутина, вы сказанные в очерке «Верую, верую в Родину»: «Каждое время выдвигает как первоочередные свои требования к по нятию гражданина. Одно из них ныне — деятельность ради восстановления на рушенных связей с прошлым, участие в общенародном движении за сохранение полной национальной памяти. Без этого гражданственность — слепое и непол ное понятие, могущее иметь уродливое развитие». * * * Так вот, значит, все же не случайно, не для одной душевной утехи нынешнее патриотическое движение, если, конеч но, это не последняя агония смертельно раненной нации — трудно даже найти в истории человечества еще такой пример, когда бы нация за каких-то тридцать лет потеряла многие десятки миллио нов своих людей и от внешнего врага, и многие десятки миллионов от внут ренней борьбы, когда бы нация вдруг разом отказалась от своей народной культуры и подвергла разрушению свои многовековые памятники. Нет, конечно же, нынешнее патриотическое движе ние совершенно естественно, хотя и не много запоздало, но беда^го в том, что движение это, еще робкое, еще только охватившее просвещенный слой общест ва, как бы призванного сказать, напом нить народу, что он русский народ, что он ко всему и великий народ, если ве рить Достоевскому, так вот, движение это ста#9 гочерняться и шельмоваться всегтедшл же «космополитическими, пат~
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2