Сибирские огни № 011 - 1990

ное творчество, какое бы порождало поэтические шедевры, привяли худо­ жественные ремесла, канули народные обряды. Так что надо еще прикинуть: какое время дикое и пьяное, и заду­ маться об особенном, общинном укладе старорусской жизни, порождавшей сверхгениальную устную и прикладную культуру. Но пусть мы даже согласим­ ся, что все из той же сыновьей любви чуточку возвеличиваем свою отечествен­ ную культуру, в данном случае народ­ ную песню. А послушаем тогда, что ска­ зал о ней Рудольф Вестфаль, немецкий ученый, исследователь античной фило­ логии и поэзии, знаток немецкой и рус­ ской культуры: «Поразительно громад­ ное большинство русских народных песен как свадебных и похоронных, так и всяких других представляют нам та­ кую богатую, неисчерпаемую сокро­ вищницу истинной поэзии, чисто поэти­ ческого мировоззрения, облеченного в высокопоэтическую форму, что литера­ турная эстетика, приняв раз русскую песню в круг сравнительных исследо­ ваний, непременно назначит ей безус­ ловно первое место между народными песнями всех народов земного шара (подчеркнуто мною. — А. Б.). И немец­ кая народная песня представляет нам много прекрасного, задушевного и глубоко прочувствованного, но так узко течение этой песни в сравнении с ши­ роким потоком русской народной лири­ ки, которая не менее немецкой поража­ ет ваше впечатление, но зато далеко превосходит ее своею несравненной за­ конченностью формы... Философия ис­ тории имеет полное право вынести из этого дарования самые светлые заклю­ чения для будущности русской истории (подчеркнуто мною.—А. Б.)»1. Я не случайно подчеркнул последние, наполненные большим, уже историче­ ским смыслом слова Рудольфа Вестфа- ля, чтобы, может быть, было особо видно, как с угасания народной песни в нынешнем веке, с утратой в народе са­ мого обрядово-песенного, художниче­ ского дарования как много, если не все, мы теряем и в нравственном, и нацио­ нально-историческом смысле. Конечно, ни Вестфаль, ни славянофилы — соби­ ратели и исследователи народной поэ­ зии, ни даже сам народ, не могли пред­ видеть, что к середине следующего века новые поколения русских уже не станут вот так запросто петь своих отчих пе­ сен, какие до того пелись из поколения в поколение более двадцати веков, а не предвидя этого, делали, исходя из на­ родной культуры, самые светлые за­ ключения о судьбе России. И лестную, вроде даже завышенную хвалу нашей народной песне сказал и человек-то не русский, сказал немец, словами своими как бы вольно-невольно подтвердив мысль Достоевского о том, «что ко всемирному, ко всечеловеческо- братскому единению сердце русское, может быть, изо всех других народов 1 Р. В е С т ф а л ь . «О русской1 народной пес­ не»/.Р усский 1 ЛИЭЩХтр'Л 126—127. наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даро­ витых людях, в художественном гении Пушкина». И тут, к слову сказать, Дос­ тоевский попутно и доказывает, что и гений-то Пушкина лишь тогда развер­ нулся в полную мощь, лишь тогда стал всемирным, когда поэт всем сердцем возлюбил в с е р у с с к о е , когда в нем, глуша^ праздное эпикурейство, «демони­ ческий байронизм», скитальческий, кос­ мополитический романтизм, укрепил­ ся и жарко разгорелся нравственно оз- доравливающий, русский патриотиче­ ский дух. Если почти то же самое ска­ зать, исходя из жизни поэта, то все про­ звучит^ так: лишь тогда его художест­ венный гений стал всенародным и все­ мирным, лишь тогда он озарился све­ том последней нравственной истины _ прекрасным светом любви и милосер­ дия, когда в нем во всю душу, во все сердце зазвучал проснувшийся родимый голос старой няньки Арины Родионов­ ны, сказывающей ему, малому дитто, отроку, сказки и былины, певшей ему народные песни. Это ведь из деревни, от Арины Родионовны: «Там русский дух... там Русью пахнет!» Достоевский об этом и сказал в своей знаменитой речи на открытии памятни­ ка поэту, как возложил на Россию — хранительницу славянского духа и ми­ ровой совести — и великие надежды. «Пушкин любил все, что любил этот на­ род, — говорил Достоевский, — чтил все, что тот чтил. Он любил природу русскую до страсти, до умиления, лю­ бил деревню русскую. Это был не ба­ рин, милостивый и гуманный, жалею­ щий мужика за его горькую участь, это был человек, сам перевоплотившийся сердцем своим в простолюдина, в суть его, почти в образ его... Русский дух разлит в творениях Пушкина, русская жилка бьется везде. В великих, несрав­ ненных песнях будто бы западных сла­ вян, но которые суть явно порождение русского великого духа, вылилось все воззрение русского на братьев славян, вылилось все сердце русское, объяви­ лось все мировоззрение народа, сохра­ няющееся и доселе в его песнях, были­ нах, преданиях, сказаниях, высказалось все, что любит и чтит народ, вырази­ лись его идеалы героев, царей, народ­ ных защитников и печальников, обра­ зы мужества, смирения, любви и жерт­ вы». Читая речь Достоевского о Пушкине, исполненную страстной до дрожи любо1 вью к русскому народу, верой и надеж­ дой в великую будущность его, как на­ рода богоносца, как хранителя и носи­ теля мировой совести, читая и «Днев­ ник писателя», мы, русские люди ны­ нешнего века, можем лишь повинно опу­ стить глава долу перед па 1 мятью Федора Михайловича — не исполнили великого назначения, которое предрекал писатель России, и богу ведомо, исполним ли. * * * быть, с того праздника в «музейной деревне», называемого ныне

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2