Сибирские огни № 011 - 1990
Выломлю я два пруточка, Сделаю я два гудочка. И четвертую балалаечку, И четвертую балалаечку. Стану балалаечку играти, Милого дружка вспоминати, Ах, люли, люли, вспоминати... Постукивали каблуки на дощатых «чистых» дворах, пришаркивали в лад мягкие подошвы, когда закружился хо ровод. Пели с такой редкой в наше вре мя задушевностью песельницы, певни народных хоров и с такой природно русской, какой-то отчаянной удалью, что, как однажды в родной деревне, когда тянули старину две бабушки, я как бы вновь счастливо и гордо ощутил себя русским, как и ощутил, что все: и могучие избы, и бревенчатые заплоты, и поля среди березняков, сине мерцаю щие незабудками, и Ангара с отражен ными в ее глуби таежными хребтами и белыми облаками, и песни, пляски, — все это мое родное, русское. Ощущение было, покаюсь как на духу, очень ред кое, приходящее годом да родом, да порой еще и с чувством какой-то не ведомой запретности, потаенности. Их, старушек или женщин в добрых летах, на песню и «плясанье, плеска- нье дланями» гораздых, грешно было бы назвать артистками — это и чуж дое, и как бы малое для них звание, потому что пели они под гармонь, под балалайку, водили «карагоды», сыпали частушками на свою утеху; пели то, что само собой, знаемое сызмала, выпе валось из души. И от их пения, такого родного избам и амбарам, кажется, са ма «деревня» вдруг очнулась от колдов ских чар, встрепенулась всеми своими старыми венцами и, счастливо обмирая, боясь даже поверить до конца, затихла — она знала, помнила всеми половица ми и матицами, всеми венцами, помни ла и любила эти песни, потому что с ними проходила вся человечья жизнь в ее дворах и избах. И так было десятки веков... Да, пели не для славы, не для коры сти, на свое увеселение, как издревле было. Помнится, даже мать моя только, бывало, услышит, как по радио запоют, заиграют плясовую, сразу же лукаво подмигнет нам, ребятишкам: дескать, ишь как пляшут да поют — весело гу ляют... А когда прознала, что этим пев- ням еще и деньги платят, как за рабо- тушку, так диву далась: «Ло-овко, на поются, напляшутся до упада, да им же еще и деньги... А раньше дак наоборот, чтоб попеть да поплясать, ежели зи ма, так избу откупали. Яичек, сала хо зяйке понатащут, она тогда и согласит ся пустить на посиделки...» Славный тогда получился праздник в музейной «деревне», и все же нет-нет да и, несмотря на удалое веселье, раз- живившее кладбищенскую тишь музей ных дворов, ложилась на душу печаль: горько было глядеть и стыдно слушать, когда старушки, завивая «девичий ка- рагод», к примеру, пели: Я. млада девица, загуляла. Белую березу заломала... А иной «младой девице» уже седьмой десяток и, как у нас в деревне гова ривали, перекрестясь: дескать, в глин- ско старенька поглядывает или в мохо- во. Всякому возрасту свои песни, поэто му и у стариков, старух были свои, при личествующие летам. * » * Горе нашего великого народа, стыд и позор на головы молодых русских, ког да наши свадебные, хороводные, деви чьи песни на зимние святки, на масле ницу, на летние святки поют древние старушки, тогда как эти обрядовые пе сни к лицу лишь молоденьким девицам, которые, как я нередко замечал, во вре мя таких праздников или глазеют на старушек с музейным удивлением, или посмеиваются исподтишка, а то еще и зубоскалят: мол, русские народные, блатные, хороводные... Было бы, на верное, еще скорбнее, еще больнее за нашу древнюю святую Русь, если бы старушки пошли носить по той же му зейной «деревне» обряженную лентами, платками и цветами кумушку-березку, какую в досельное время носили только девушки на выданье, славные своей красой и чистотой; и было бы смешно, вернее даже грешно, если бы те же ста рушки пошли плести веночки и кидать их в Ангару, загадывая о мил-дружке и припевая: Размолоденышй молодчик молодой, Моему-то сердцу друг-приятель дорогой, Ты не стой, парень, не скучайся надо мной. Будет времечко, нагуляемся с тобой... Когда бы мы, новое поколение рус ских, любили свои народные песни, а любя, возносили бы их над народными песнями других народов, то нас бы, ко нечно же, упрекнули в той самой зло получной «позолотце», какую мы, пусть даже из сыновней и дочерней любви, на водим на свою культуру, на свою исто рию, Упрекнули бы нас «объективисты» и завопили: дескать, не надо нам су сальной Руси, не надо нам квасного патриотизма, дайте нам заправдашнюю Русь, а заправдавшняя она — рвань, пьянь, дикость и рабство, и только благодаря просвещенцам-западникам, благодаря социальному перелому и техническому прогрессу стала про сыпаться от многовековой дикости и темноты к свету истинной культу ры. (Нам это со школьной скамьи вби вали в головы). Конечно, мы бы мо гли и возразить, что вряд ли темнота и дикость могли породить гениальней шую и необозримую народную куль туру: фольклор и произведения худо жественных ремесел, сюжетам, кано нам, традициям и символике которых более двадцати веков; вряд ли рвань и пьянь могли создать «Слово о полку Игореве», которое признано непревзой- деннейшим шедевром мировой поэзии и которое, как не без оснований предпола гают ученые, изначально было произве дением устного творчества и пелось. Ни чего же подобного в наш просвещенный век мы создать не можем— угасло уст
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2