Сибирские огни № 011 - 1990
гадывая на него хоть какую-то малую отраду. Еще не загнанные в стайки, ле жали в пыли, раетопорщив крылья, умо ренные полуденным зноем куры; в гу стой и четкой тени заплотов под раз лапистой и буйной крапивой дремали коровы, с закрытыми глазами переже вывая свою вековечную жвачку, пуская с губ зеленоватую, тянучую слюну. А в это время посередь широкой по- степному, пустой улицы шли, взявшись под руки, три старушки в цветастых платках, черных плюшевых дошках, из-под которых выглядывали пестрень кие запаны; шли они, пришаркивая тряпичными ичигами, и тянули какую- то ранешнюю песню. Так как пели они старую и незнакомую мне песню, да еще с подхватом на полуслове, с под голоском, то я, конечно, не мог путем разобрать, о чем поют, но таким ми ром и благостью, как и от всей вечерею щей улицы, таким покоем веяло от песни, да и от самих старушек, и такое все это было до слез родное, русское, что душа моя как-то смущенно и сча стливо замерла... Минуты были редкие, очень редкие. Теперь же, спустя годы, когда я по минаю тех поющих старушек, все мне чудится, что пели они печально и что будто несли народную песню прощаль ным путем: несли к озеру, потом вдоль озера в степь, к могилкам на увале, что бы там уже оплакать и навеки попро щаться с ней. И стыдно мне было и за себя, и за все новое русское поколение, уже не способное, как было тысячи лет в народе, подхватить песню из старею щих уст. Славно прошедшая сквозь наволочь веков, очищающая и осветляющая ру сича со времен князей Кия и Руса, спа сающая в лихолетье, бодрящая и уми ляющая душу в праздники, обожест вляющая Землю и Небо, порожденная загадочной и непостижимой мудростью, поэтическим гением русского крестья нина, — песня народная совсем не по мерла, но уже из горниц и крестьянских дворов, с улиц и околиц, с хлебных по лей и покоонъгх лугов перекочевала по тихоньку в концертные залы. Это горь ко. Ну да ладно, что хоть совсем не исчезла с лица земли русской, что еще любима теми, кто не отрекся от своего народа, от своих дедов и прадедов^ кто не изменил в душе нашей древней ро дине. Может быть, в этом есть залог нашего будущего национального воз рождения, нашего спасения. * * * В связи с народной обрядовой песней вспоминается один праздник в «сибир ской деревне» — в музее деревянного зодчества, что на сорок седьмом кило метре Байкальского тракта. Обрядовые песни (а без обряда они в народе и не жили) должны были хоть отдаленно и смутно напоминать нам о древнейшем русском, славянском (а, возможно, ин доевропейском, арийском) русальском празднике, который позже стал имено- ваться семиком (четверг с е д ь м о й не* дели по пасхе). Я, живя в забайкальской деревне, еще застал зимние святки, когда и «машкарадились», то есть рядились, и ходили по избам, распевая колядцы, собирая в куль подношения, но вот зе леные святки — семик с русалиями, ви деть уже не довелось. Но мать помина ла, что березку, какую «заламывали» на троицу, в их забайкальской деревне ласково величали кумушкой или вен ком, цветком или калиной, и носили кумушку деревенские девки, разнаря- женную в ленты и платки; носили, рас певая песни (конечно, веснянки), где припевом шло; «Ой, лели, лели...», что и напоминало о древней славянской богине Леле; потом эту разнаряженную березку пускали по реке, в воды кото рой кидали венки, снятые с голов. В троицу же и уходили куда-нибудь за деревню в березовый перелесок, где тоже вплетали в зеленые березовые косы красные яркие ленты, сверху на девали ситцевый платочек, и под этой березой молодые девки с парнями во дили «карогоды», под ней же и щедро потчевались, и непременными на празд ничной «скатерти-самобранке» были яй ца — как на пасху, крашеные, распи санные яйца-писанки, в росписи кото рых уже бессознательно выжили древ нейшие славянские символы-обереги, образно воплощающие Вселенную с мать-землей сырой, с верхними и ниж ними водами, хотя уже само яйцо даже без росписи являлось символом Мира, символом Солнца, символом нарожде ния новой жизни. Это был один из самых впечатляю щих русских праздников, когда от пла ча и причети по усопшим переходили к песням и буйным, как вешняя зелень, пляскам, когда очистительно горюни лась, страдала, а потом живительно ликовала русская душа, всякий раз вновь обреталась, укреплялась, чтобы вновь и вновь дивить мир своей силой и красой, заключенной в редчайшем терпении, в любви и жалости ко всему сущему на земле. И как все же скорб но, как непостижимо умом, что этот праздник, а равно и зимние святки, и весенняя масленица, дивные по сво ей величавой, буйной обрядово-поэти ческой красе, народившись в славян ской древности веков за двадцать пять до нынешнего времени, переборов хрис тианское неприятие, в теперешнем же веке за какие-то два-три десятка лет ис чезли из народной жизни. Двадцать пять веков жили, а тут на тебе, разом канули, как и почти канула, едва уже теплится и сама народная культура, выраженная и в устном слове, и в при кладном творчестве. Все это наводит невольно на мысль о какой-то воистину злой воле, по старанию которой уходит и уходит в небытие национальная куль тура, а вместе с ней и сама нация. Но при оптимистическом взгляде можно все же надеяться, что наступит и про буждение, от «мертвого сна», и, как в древних сказках просыпается изрубден- ный на куски богатырь, орошенный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2