Сибирские огни № 010 - 1990
быть выражено словами, — это грубая сторона вещей. То, что мож но постичь мыслью, — это тонкая сторона вещей. За пределами тонкого и грубого находится то, что словами нельзя выразить, а мыслью нельзя постичь. Поэтому великий человек своим поведением не причиняет вреда людям и не усердствует в проявлении человеко любия и доброты. Большой человек лишен самого себя — таков пре дел ограничения судьбы. Библиотекарь Федоров сильно разгневался: — Все ваши убеждения — это не вера, не дела, а одно только вредное сомнение и равнодушие ко всему. Вы говорите о «естествен ном течении вещей» — что это такое? Для зооморфистов естествен ное дело — оставление детьми своих родителей. Для растений по следний, высший акт — оплодотворение. У них органы оплодотворе ния стоят во главе растения. Но у человека наверху — органы со знания и действия. Сознание должно заменить рождение, вытесняя его, а вы стремитесь обратить ход эволюции вспять. Для чего дан человеку высший разум? Разве для того, чтобы завидовал образу жизни растения? В человека уже вложено врожденное чувство: стыд размножения. И страх смерти. Это врожденное чувство — продукт эволюционного развития, и надо уважать эти чувства-подсказки: на до отказаться от рождения и преодолеть смерть. Живорождение есть лишь частный случай паразитизма. Пока будет рождение, будет и смерть. Невинность богоматери дана образцом решительно для всех! — Еще один сумасшедший русский, — задумчиво сказал Фе ликс. — Идеи русских настолько дики, что одним размахом своей дикости уже вызывают к себе уважение. Мой прокурор Соловьев то же носился с идеей послушаться врожденного стыда размножения. А вот следователь Сигизмунд — тот убежден, что миф о деве Марии — вовсе не подсказка пожизненного целомудрия, а бред человека, вооб разившего, что его отец и впрямь не притронулся к его матери. И что религия — это чувство вины за убийство отца из ревности к матери. — Бред? — негодовал библиотекарь. — Да, это чувство вины за убийство отца, так оно и есть, но не из ревности! Наше рождение стоит отцам жизни, мы вытесняем их, сама наша жизнь есть престу пление убийства предков — вот вина. Все поступки, начиная от ма лейшего оскорбления, имеют значение разрушения жизни. Юридиче ское же возмездие за преступления не возмещает отнятой жизни! Поэтому надо отказаться от юриспруденции, от наказания человека, надо повернуть его деятельность в сторону полного возвращения людям их потерь. Жизнь человеческого рода до сих пор была бессо знательным истреблением, надо дать ей сознание для созидания и воскрешения! — Воскрешать то, что недостойно жизни? То, что ее оскорбляет одним своим существованием? Право на жизнь имеет только лучшее, — заявил Феликс. — Это заблуждение, что отдельные особи могут быть мудреца ми! У одиноких мыслителей взамен веры — сомнение, взамен на дежды — бесстрастие, взамен любви — покой и бездействие! Вы раз вратили мир! А ведь истинное примирение может быть только при возмещении всех потерь! — ругался Федоров. — В каком возрасте? — спросил Корабельников. — В каком возрасте воскрешать? Младенцами? Старцами? — Вот именно, — поддержал китаец, — ведь в мире нет ничего неподвижного. Нет в жизни ни единого движения, которое не вызы вало бы изменений, нет ни одного момента, который не приносил бы перемен. Если воскрешенная душа находится в наилучшем своем со стоянии, то в следующий миг она по закону вечного движения сту пит на шаг к своей противоположности — ухудшению. — Понимаю, — горько произнес Федоров, — насколько неесте ственной кажется вам моя мысль. Мы уже так исказили свою приро ду, что п о н и м а т ь не можем, не то что верить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2