Сибирские огни № 010 - 1990
Дьявол-дракон-поезд на чугунных ла пах, грохочущий, смердящий, несущий ся над равниной и... о б о л ь щ а ю щ и й легкостью одоления дальнего пути, дви жением без собственных затрат движу щегося человека. О б о л ь щ е н и е это, потому, что приедет человек не туда, куда хотел, а туда, куда дракон его притащит. И свое недавнее прошлое, свои возвы шенные романтические поэмы, свое «библейское» осознание правды револю ции — красного коня — видит поэт в нежном и жалком образе к р а с н о г р и в о г о жеребенка, бессмысленно бе гущего за драконом на чугунных лапах: Милый, милый, смешной дуралей. Ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница? «Враг», «страшный вестник», «сквер ный гость», «стальная конница»... «Враг- гость» явится поэту в «Черном челове ке», как воплощение всей пошлости и гнуси, воцарившейся в православном мире, переделывающемся по законам бездуховным, законам брюха, «нутра», как писал поэт. «Прескверный гость» будет мытарить душу поэта, искушать, обольщать его. Но вчитайтесь в «Черного человека» и непредвзято вникните, вы увидите, что «прескверный гость» — только прах, только тень ползущая в прахе у его ног. Только тень... Но в безумном мире, на кобыльем ко рабле, под парусами гнусавых ворон, с веслами отрубленных рук, «в этом бе шенном зареве трупов» — можно смер- ст. Сеятель, 1990 тельно испугаться и собственной нич тожной тени... «Я пришел целовать коров...» Так завершаются «Кобыльи корабли». Это признание поясняется и соотносится со следующим местом в «Ключах Ма рии» (1918): «нам... противны занесен ные руки марксистской опеки в идеоло гии сущности искусств. Она строит ру ками рабочих памятник Марксу, а кре стьяне хотят поставить его корове. Ей (марксистской опеке.—А. П .) непонятна грамота солнечного пространства, а ду ша алчущих света не хочет примирить ся с давно знакомым ей и изжитым начертанием жизни чрева». «...все эти пролеткульты есть те же самые по старому образцу розги челове ческого творчества. Мы должны выр вать из их звериных рук это маленькое тельце новой эры, пока они не засекли его». В завершение «Ключей Марии» и в заключение этих заметок, тут возникает образ ВОРОНА: «То, что сейчас является нашим гла зам в строительстве пролетарской куль туры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы , путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но даже не увидев его, мы знаем, что он не вер нется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем — образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового сознания, а от осозна ния обстающего его храма вечности». Александр Иванович Плитченко родился в 1943 г. в селе Чумаково Но восибирской области. Учился в Новосибирском педагогическом институте, окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Автор многих по этических и прозаических книг. Работает главным редактором Сибирского отделения издательства «Детская литература». Член Союза писателей. Живет в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2