Сибирские огни № 010 - 1990

Дьявол-дракон-поезд на чугунных ла­ пах, грохочущий, смердящий, несущий­ ся над равниной и... о б о л ь щ а ю щ и й легкостью одоления дальнего пути, дви­ жением без собственных затрат движу­ щегося человека. О б о л ь щ е н и е это, потому, что приедет человек не туда, куда хотел, а туда, куда дракон его притащит. И свое недавнее прошлое, свои возвы­ шенные романтические поэмы, свое «библейское» осознание правды револю­ ции — красного коня — видит поэт в нежном и жалком образе к р а с н о ­ г р и в о г о жеребенка, бессмысленно бе­ гущего за драконом на чугунных лапах: Милый, милый, смешной дуралей. Ну куда он, куда он гонится? Неужели он не знает, что живых коней Победила стальная конница? «Враг», «страшный вестник», «сквер­ ный гость», «стальная конница»... «Враг- гость» явится поэту в «Черном челове­ ке», как воплощение всей пошлости и гнуси, воцарившейся в православном мире, переделывающемся по законам бездуховным, законам брюха, «нутра», как писал поэт. «Прескверный гость» будет мытарить душу поэта, искушать, обольщать его. Но вчитайтесь в «Черного человека» и непредвзято вникните, вы увидите, что «прескверный гость» — только прах, только тень ползущая в прахе у его ног. Только тень... Но в безумном мире, на кобыльем ко­ рабле, под парусами гнусавых ворон, с веслами отрубленных рук, «в этом бе­ шенном зареве трупов» — можно смер- ст. Сеятель, 1990 тельно испугаться и собственной нич­ тожной тени... «Я пришел целовать коров...» Так завершаются «Кобыльи корабли». Это признание поясняется и соотносится со следующим местом в «Ключах Ма­ рии» (1918): «нам... противны занесен­ ные руки марксистской опеки в идеоло­ гии сущности искусств. Она строит ру­ ками рабочих памятник Марксу, а кре­ стьяне хотят поставить его корове. Ей (марксистской опеке.—А. П .) непонятна грамота солнечного пространства, а ду­ ша алчущих света не хочет примирить­ ся с давно знакомым ей и изжитым начертанием жизни чрева». «...все эти пролеткульты есть те же самые по старому образцу розги челове­ ческого творчества. Мы должны выр­ вать из их звериных рук это маленькое тельце новой эры, пока они не засекли его». В завершение «Ключей Марии» и в заключение этих заметок, тут возникает образ ВОРОНА: «То, что сейчас является нашим гла­ зам в строительстве пролетарской куль­ туры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы , путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но даже не увидев его, мы знаем, что он не вер­ нется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем — образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового сознания, а от осозна­ ния обстающего его храма вечности». Александр Иванович Плитченко родился в 1943 г. в селе Чумаково Но­ восибирской области. Учился в Новосибирском педагогическом институте, окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Автор многих по­ этических и прозаических книг. Работает главным редактором Сибирского отделения издательства «Детская литература». Член Союза писателей. Живет в Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2