Сибирские огни № 010 - 1990
Не злодей я и не грабил лесом. Не расстреливал несчастных по темницам... Что же в этом нормальном признании так восхитило Осипа Мандельштама? Наверное, подавляющее большинство стихотворцев того времени не участво вало в расстрелах и не грабило на боль ших дорогах. Но очень и очень многие способствовали своим рифмованным словом и грабить, сделав грабеж к на шим дням естественным занятием мил лионов (несуны), и расстреливать «не счастных по темницам». Достаточно вспомнить того же хрестоматийного В. Маяковского «с Лениным в башке и с наганом в руке», приравнявшего перо к штыку, видевшего свои поэмы жерлами пушек, принимавшего т. Маузер глав ным аргументом в идеологическом спо ре... И не занимала «талантливейшего поэ та нашей эпохи» (т. е. сталинской эпо хи) эта мука, этот вопрос, который сжи гал Есенина: О, кого же, кого же петь В этом бешеном зареве трупов? «Или снится мне сон веселый...», «Вид но, в смех над самим собой //П е л я песнь о чудесной гостье...», «...кого же, кого же петь?» — мучительно прожива ет Есенин. Именно проживает, всем те лом, всей душой, безо всякого расчета, без страха, без оглядки на партию, Ле нина, ГПУ и пр. Проживает честно и ис кренне. Потому принимаешь и есенин ский оптимизм в последней главке «Ко быльих кораблей»: Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца. Если можно о чем скорбеть. Значит, можно чему улыбаться. Все познать, ничего не взять Пришел в этот мир поэт. Он пришел целовать коров. Слушать сердцем овсяный хруст. Глубже, глубже, серпы стихов! Сыпь черемухой, солнце-куст! Я бы переиздал книгу стихотворений и поэм Сергея Есенина «Трерядица» в наши дни, как чтение самое своевремен ное для русского сердца, как одну из поэтических вершин двадцатого века в отечественной и мировой поэзии. «О, кого же, кого же петь //В этом бе шеном зареве трупов?» — иучает поэта вопрос и в «Сорокоусте», написанном через год. Трубит, трубит, погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам На измызганных ляжках дорог? Поэма зацитирована, протрактована. Но только ли о соперничестве «красно гривого жеребенка» и «чугунного поез да» писал поэт? Только ли надвигаю щ аяся цивилизация (а она и до сих пор не надвинулась на нашу деревню!) страшила Сергея Есенина? Механизация, электрификация, инду стриализация, химизация, интенсифика ция, призывы, новации,— почему все это, как мертвому припарки? Да как раз потому, что мертвому... Поэта страшила ИД Е Я . И Д Е Я , старательно выпестованная городскими «великими гуманистами», «гениями человечества», «светочами мудрости», «Капитанами Земли» и рядо выми «кормчими». ИД Е Я , по которой крестьянство объ являлось раз и навсегда слоем недочело веков, людьми второго сорта, средой, которая представляет непрерывную опасность для новой власти (рабоче- крестьянской1). Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь... Именно эта ИД Е Я , огульно, чохом, скопом ставящая целый класс под подо зрение, под угрозу,— страшила Есенина. «Падаль и мразь». А наиболее работя щие, разворотливые, удачливые, толко вые, честные, справные из «падали и мрази» по той же И Д Е Е «демократов» и «великих гуманистов» вообще подле жали физическому и поголовному унич тожению «как класс». Представьте себе, что некое прави тельство поставило задачей уничтоже ние КЛАССА ПТИЦ, или КЛАССА МЛЕ КОПИТАЮЩИХ, или КЛАССА ЗЕМ НОВОДНЫХ со всеми его отрядами хво статых и бесхвостых, со всеми семью семействами, входящими в эти отряды, и многими родами, входя щими в семейства... Да что об этом... Никогда и никому не приходила в го лову мысль об уничтожении целых классов животных для блага будущего блага. А вот И Д Е Я — уничтожать лю дей, своих же соотечественников, сопле менников была не только выработана и обоснована, но и воплощена в смерть. «Кулак» был уничтожен. А поскольку «кулак» определялся только и по преи муществу при помощи «классового чутья» — под нож пошли и середняки, и бедняки, и все, кто гляделся самосто ятельным и разумным хозяином своей земли. И не «раскрестьянивание» происходи ло, а уничтожение крестьянства на ос нове расчеловечивания властей предер жащих. Это и провидел Есенин. Это душа и нерв поэмы «Сорокоуст». Этой поэмой он поминает русское село и русского крестьянина, с величайшей болью провидя это непредставимое по масштабам и последствиям, самое бес смысленное и самое жестокое массовое убийство в истекающем (кровью) Ееке. Кампучия — малая толика, но точная копия России. «Вот он... //Тянет к глоткам равнин пятерню... //Идет, идет он, страшный вестник, //П ятой громоздкой чащи ло мит... //Ч ер т бы взял тебя, скверный гость! //Н аш а песня с тобой не споет ся... //Только мне, как псаломщику, петь //Н а д родимой страной аллилуя...» Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянки звонкой. И соломой пропахший мужик Захлебнулся лихой самогонкой... (август, 1920)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2