Сибирские огни № 010 - 1990
стряхнуть?» Этот пафос можно было бы поверить речами политиков того време ни о «мировой революции». Да что по верять... Мы достаточно знаем о ней. Знаем о Ленине, о Троцком. Мы до сих пор в разных концах земли видим уж а сающие рудименты идей «мировой рево люции». Чили, Камбоджа, Афганистан, Ангола, Эфиопия, Никарагуа... Теперь знаем... Но тогда, в семнадца том, идеи «мировой революции» очень точно и плотно сошлись с идеями рус ского мессианства. Это спровоцировало, обольстило многих призрачной возмож ностью сразу, без паузы, реально вопло тить в жизнь вековые мечты. Обольще ние, опьянение ожидаемыми революци ями по всему миру захватило многих, увлекло без возврата. Маяковский до конца дней деятельно приближал сти хами и своим примером «единое чело вечье общежитье»... Может быть, в том и его трагедия, мо жет быть, потому и нет в его обширном поэтическом послереволюционном на следии того, что и делает стихотворца Поэтом, нет — пророчеств. Там, где он пытается пророчествовать, выходит все иначе. «Через четыре года здесь будет город-сад». Увы, и через сорок четыре не состоялось. А через шестьдесят лет рабочие наконец-то вылезли из-под те леги, где шептались о светлом будущем, и забастовали. Сергей Есенин провидел и написал судьбу русского крестьянства, судьбу крестьянской культуры России накану не полного уничтожения целого слоя русского народа, уничтожения обдуман ного, целенаправленного, методического и обоснованного сотнями «гениальных» трактатов «великих гуманистов». Гибель крестьянства, гибель родины- деревни провидел поэт. Как-то весенним вечером я ожидал товарища на площади Восстания (г. Москва). Шли люди. Проносились машины по Садовому кольцу. И постепенно что-то вверху, в небе отвлекло меня. Я глянул и увидел над высотным зданием напротив, над звездою, венча ющею это здание напротив, кружение ворон или воронов — черные силуэты в светлом весеннем небе. Черных птиц было пять-шесть. Они не отлетали далеко от шпиля, кружи лись, кружились именно вокруг звезды, чуть ли не задевая ее лучей. Силуэты сливались, разделялись, то все было комком, то распадалось на отдельные черные фигуры. Скоро я понял, что тут происходит. Черные птицы не просто так кружи лись. Кружились они осмысленно. Стая сгоняла птицу с верхнего луча звезды. Птица сваливалась, присоединялась к стае, а ее место на верхнем луче звез ды тут же занимала другая птица из стаи. Но и ей доставалось сидеть не дол го. Стая, сделав круг-другой, налетала, сваливала ее, Черная птица опять вли валась в стаю, а другая — занимала место на луче. И так они кружились и кружились. И чем темнее становилось небо, чем неотчетливее виделись в нем кружащие черные вороны, тем зловещей все это выглядело в городе Москве, на площади Восстания, майским прохладным вече ром. Будете там — обратите внимание... Держа в голове этих ворон (воронов?), помня о том, что Светлый Гость в поэ мах Есенина движется на кобыле, что Красный Конь вывозит Землю к раю, обратимся к А. Мариенгофу: «Мы с Есениным шли по Мясницкой. Число лошадиных трупов, сосчитанных ошалевшим глазом, раза в три превы шало число кварталов от нашего Бого словского до Красных ворот. Против почтамта лежали две раздувшиеся ту ши. Черная туша без хвоста и белая с оскаленными зубами. На белой сидели две вороны и доклевывали глазной студень в пустых орбитах. Курносый «ирисник» в коричневом котелке на белобрысой маленькой головенке швыр нул в них камнем. Вороны отмахнулись черным крылом и отругнулиеь кар каньем» (А. Б. Мариенгоф. «Воспоми нания», с. 249.). Видите, как, «от нашего Богословского до Красных ворот»... И хотя бесполезно выпускать псов рассудка по следам внешней жизни по эта, но... Но то, что уже было в душе — увиделось в жизни. Совпадение, соеди нение Воронов и Коней. Жизнь только подсказывает слова для выражения того, что уже сбылось, состоялось в сердце поэта, для выраже ния того, что будет с душою, страною, миром — много лет спустя. Потому я не думаю, что кто-то ста нет прямо утверждать: увидел дохлых кобыл — написал «Кобыльи корабли», увидел скачущего жеребенка — на писал «Сорокоуст»... Пророческий дар поэта питается впе чатлениями б у д у щ е г о , то есть той жизни, в которую сам поэт войдет толь ко духом своим, но не кровоточащим и мучающимся сегодня телом (внешней судьбою). А драматизм в том, что обра щается поэт с пророчествами не к нам, не в сегодняшний день, а к своим со временникам, для которых его провиде ние смутно, или враждебно, или непо стижимо. Это и называется современные стихи. Стихи, идущие по пространству духов ной жизни с о в р е м е н е м . «Кобыльи корабли» (сентябрь, 1919), как мне кажется, наиболее непопуляр ная вещь у литературоведов, у всех, кто пишет о творчестве Сергея Есенина. Обычно относят ее к издержкам има жинистского периода, к выражению же- лания эпатировать публику (интересно, чем это можно было эпатировать полу голодную публику в городе трупов!), а сообщающий сводные советские знания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2