Сибирские огни № 010 - 1990
ны, в которую он сам же и пальнул пулей ради вселенского братства без россий и латвий — образ обнаженной правды нашей истории. Сейчас мы ви дим, что радовался он рано, мать-роди на не была убита до смерти. Видим, что радовался он напрасно — мера гибели матери _увеличивалась в каждом из ее сыновей. Понимаем, радовался он преж девременно, ибо никаким убийством, да ж е убийством собственной матери-роди ны, никого невозможно сделать счаст ливым, свободным, равноправным. «Народ-языкотворец» мудро сказал: насильно мил не будешь. Сказал он и еще: сколько волка ни корми — он в лес смотрит. И еще: своя рубашка бли же к телу. Но это уже явно не о себе... Нам, многим из нас, теперь это оче видно. Теперь. А поэтам, сила которых в пророчестве, было ясно и тогда. Алек сандр Блок в поэме «Двенадцать» пред сказал долгое, постоянное, трагическое и неразрешимое противостояние власти новых «апостолов» и народа, и чем тес нее моментами будут соприкосновения «апостолов» с вечной стихией, народом, тем болезненнее будут последствия для обеих сторон. Пророчества «Скифов» Блока тоже начинают сбываться неот вратимо. Эту вещь можно уже адресо вать прибалтам в качестве правитель ственного призыва к миру и согласию с Россией... Есенин не напрасно в одном из стихотворений назвал себя пророком. Он был им... Надо помнить о нем. Надо учиться силе его духа. В годы «коренной ломки» он мощно видел, чувствовал, любил ж и вое, и, во-первых, ДУШУ. Надо помнить... Постыдная страсть разрывать могилы на потеху обывате лям не обошла и могилу Есенина! Ска жите, какие еще нужны доказательст ва его гибели? Какие? Убийцы поэта изобличены Пушкиным, Лермонтовым, Рылеевым, Полежаевым, Кольцовым, Гумилевым, Васильевым, Клюевым, Клычковым, Мандельштамом... Рубцо вым... Даже вымученные (по заказу руководства) натужные вирши Маяков ского («в звезды врезываясь») тоже из ряда доказательств (от противного). Надо вспомнить о Есенине сегодня, когда, сопя и оттирая друг друга локтя ми, пожилые уже литераторы торопят ся в очередной раз засвидетельствовать миру о «перестройке сознания,», свер шившейся по указанию властей. Поэт в «Пугачеве» писал: «Больно, больно мне быть Петром, //К о гда кровь и душа Емельянова, //Ч еловек в этом мире не бревенчатый дом, //Н е всегда перестро ишь наново...» Вспомним же о поэте, как о русской доле, русской душе — твердой в вере и ереси, живущей всегда с острым созна нием греха (совестью), о душе любящей Бога, но не всегда следующей Его Заве там, о душе доверчивой, расточающей себя, живущей в этом расточении... О душе, в глубине своей считающей, что всякая власть от Бога (Поел. рим. 13), даже советская, когда она — власть... Теперь пролистаем страницы малень ких поэм, написанных Есениным с ап реля 17-го по февраль 19-го года, откры вая их наугад, оставляя читателю са мому подробнее вникать в эти, толком пока что не прочитанные стихи вели кого русского национального поэта. Что бы ни цитировалось — получится мощ ная и сбивчивая, торжественная и крикливая, романтическая и кощунст венная песнь веры в близкое свершение преображения родины, близкое наступ ление истинного крестьянского рая. «Радуйтесь! //З ем ля предстала //Но вой купели! //Догорели //Синие метели, //И змея потеряла //Жало». («Певучий зов», апрель 1917), «То с вешнею по- лымью //В од //В зм етнулся российский //Народ». («Товарищ», март 1917). «Дрогнул лес зеленый, //З ак и п ел род ник. //Здравствуй, обновленный //О т - чарь мой, мужик! //...Пой, зови и требуй //С кры ты е брега; //Н е сорвется с неба //Звездная дуга!» («Отчарь», июнь 1917). «Осанна в вышних! //Х олмы поют про рай. //И в том раю я вижу //Тебя, мой отчий край». («Октоих», август 1917). «О Русь, приснодева, //Поправш ая смерть! //И з звездного чрева //Сош ла ты на твердь. //...Холмы поют о чуде, //П р о рай звенит песок. //О верю, верю — будет //Т елиться твой восток!» («Пришествие», октябрь 1917). «Ей, рос сияне! //...Светлый гость в колымаге к вам //Едет, //П о тучам бежит //К обы лица. //Ш л ея на кобыле — //Синь. //Бубенцы на шлее — //Звезды .» («Преображение», ноябрь 1917). «Мать моя — родина, //Я — большевик...» («Иорданская голубица», июнь 1918). «Новый на кобыле //Е д ет к миру Спас. //Н аш а вера — в силе, / / Наша правда — в нас!» («Инония», январь 1918). «Ра дуйся, //З ем ля! //Деве твоей, Руси, //Новое возвестил я //Рождение.» («Сельский часослов», 1918). «Нам ли страшны полководцы //Б елого стада го рилл? //Взвихренной конницей рвется //К новому берегу мир». («Небесный барабанщик», начало 1919). «Сойди, явись нам, красный конь! //В прягись в земли оглобли... //З а эти тучи, эту высь //С качи к стране счастливой». («Панто- кратор», февраль 1919). Движение, движение, движение! Мчатся красные кони, едет на кобыле новый Спас, движется Светлый Гость! И вся обновляющаяся Земля впряжена в небесную сбрую с радугою-дугой, она движется к новым берегам, к новому миру, к крестьянскому раю! И везет ее Красный Конь — это и солнце, рас свет (Аврора), это и красное знамя и кровь-руда... Поэт в перехлесте чувств доходит до кощунства, естественного в русском м я тущемся человеке, он получает весь мир («И тебе говорю, Америка...»), что тоже присуще русскому, забывающему поправить свой плетень, но всегда гото вому переживать о положении бедных в Конго... Отвергая и разрушая прошлое, поэт жаждет всемирного обновления и посяга ет в разбойной удали и на Бога, и на его образ — солнце. Он кричит: «К чер ту старое!», он возглашает: «О, какими, какими метлами //Э то солнце с небес
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2