Сибирские огни № 010 - 1990
ные, рваные, скачущие строки. Правда, отдельные образы врезались в память и жили, подтвержденные многим в на шем искусстве, а — главное — в прояв лениях идеологии «правящего класса». «Сойди, явись нам, красный конь! //В прягись в земли оглобли...» («Панто- кратор», 1919). Кстати, в 60-е годы был окончательно «оправдан» Петров-Вод- кин, надолго закрытый «великим про летарским писателем», «оправдали» и картину «Купание красного коня». Ее особенно усиленно «оправдывали». Впи сывая это полотно в социалистический реализм, даже утверждали, что непри вычный глазу красный цвет коней — вполне жизненный, достоверный, по скольку р ы ж и е кони при купании становятся именно такого к р а с н о г о цвета... (А если коня искупать в кро ви?) «Октоих», «Пришествие», «Преобра жение», «Иорданская голубица», «Пан- тократор», «Сорокоуст»... Маленькие поэмы своими названиями, символикой, сюжетами — относят нас к Библии. Да и мемуаристы утверждают, что «...его любимыми книгами в то время были Библия, в растрепанном, замученном виде леж авш ая на столе, и «Слово о полку Игореве» (ж. «Новый мир», 1965, № 10 ). Что же мог бы Есенин прочесть в Биб лии, если бы искал в ней нечто о «красном коне»? Красный конь — са м ая высокая нота в последней из рево люционно - романтических поэм. От кроем Библию. «Поутру встали они рано; и когда солнце воссияло над водою, Моавитя- нам издали показалась эта вода крас ною, как кровь. И сказали они: это кровь; сразились цари между собою, и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав!» (4 Цар. 3. 22—23). «Иезавель... сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лицо свое к окну, и ска зал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросьте ее. И выбро сили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4 Цар. 9. 30 — 33 ). «И вышел другой конь, рыжий; и си дящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы люди убивали друг друга; и дан ему большой меч» (От. 6. 4.). «И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на голо вах его семь диадим» (От. 12. 3.). «...великий дракон, древний змей, на зываемый диаволом и сатаною, оболь щающий всю вселенную...» (От. 12. 9.). Нет, не о красном драконе, обольщаю щем всю вселенную, не о красном от крови, не о р ы ж е м коне, несущем войну, прочитал поэт. Он увидел в со бытиях 17-го года начало перестройки всей Земли, всей вселенной, он увидел зарю крестьянского рая, преображен ную Русь, и ради приближения всего этого не жалко было, необходимо было, радостно было разрушить Русь старую, выкинуть Библию вместе с Богом от- кунаивп N эж пвэ нс. «<•}<?- . >, », ,»лв цов. «...некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хоро водно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя ко торому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представ лялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом кры тые», где дряхлое время, бродя по лу гам, сзывает к мировому столу все пле мена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою бра гой» (т. 5, с. 181). Это написано осенью 1918. А за год до того Есенин, повторяя дореволюционного Маяковского, кри чал: «даже богу я выщиплю бороду... ухвачу его за гриву белую...» «Пальнем-ка пулей в святую Русь!»; «Мы на горе всем буржуям // Мировой пожар раздуем...»; «...до основанья, а за тем...» Читатели могут сами продолжить этого рода выдержки из поэтов прошло го. Ясно одно, для наших поэтов того времени ж ажда перемен («Буря бы гря нула, что ли...»), причем перемен ради кальных — была общей. Ясно и то, что Есенин в событиях 17-го года искренне видел начало великих свершений, зарю светлого крестьянского царства. Совпало многое. Старение, застой цар ского аппарата, тормозная система ру диментов крепостничества, так и не до ломанная Столыпиным, кастовость об щества, где сохранялись привилегии по рождению, многое и многое другое, в том числе и либеральная пресса, создав ш ая в стране «кислотную среду», в ко торой растворялись при содействии экстремистов все побуждения вести страну к лучшему положению естест венным, гуманным эволюционным пу тем... Но было еще одно — из главных — совпадение. Миссия России, сознание которой стало уже частью русской ду ховности, души, национальной чертой — миссия России — нести свет добра и братства всем народам, она совпала с лозунгами революции. (Замечу в скоб ках: еще в четырнадцатом веке монах Николай Кузанский трактовал лозунг о свободе, равенстве и братстве, как один из образов Святой Троицы). Именно это совпадение и отнесло поэта к Библии, именно это совпадение привело Есени на к отрицанию СТАРОГО, к радостно му приятию гибели СТАРОЙ Руси. Вспомним же теперь, что там сле дует в «Иорданской голубице» после строк — «Мать моя — родина, //Я—боль шевик...» А дальше следующее: Ради вселенского Братства людей Радуюсь песней я Смерти твоей. Крепкий и сильный На гибель твою В колокол синий Я месяцем бью. «Большевизм» Есенина — отдельная те ма. «Я — большевик» — наиболее чет кий знак, образ, выражение пафоса того времени; лирическое «Я» поэта; герой, в которого поэт в данных стихах перево площается. Большевик, художественно радующийся смерти своей матери-роди-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2