Сибирские огни № 010 - 1990

Мне кажется, такие поэты уже появ­ ляются. В Москве, судя по публикаци­ ям в «Истоках-89» и «Молодой поэ- зии-89», независимо от литературных схваток, очень серьезно и талантливо работает Тимур Кибиров. В поэмах «Дитя карнавала», «Лесная школа» и «Дева белого плеса» он успешно преодо­ лел первоначальную свою принадлеж­ ность школе иронистов и метафористов; сильное влияние этого направления ска­ залось, например, в стихотворении «Песнь о сервилате». Ни у кого, кроме Тимура Кибирова, я не встречал, пере­ читав сотни подборок, столь выстрадан­ ного пафоса милосердия: ...Иначе не выжить нам, клянусь, не выжить нам! За липкий страх, за непомерный срам... Клянусь носить им, гадам, передачи. А в Новосибирске живет не менее, а более талантливый поэт — Александр Денисенко, которого друзья окрестили «Шопеном сибирской деревни». Публика­ ции в «Сибирских огнях» (№ 7 за прош­ лый год) и книге «Гнездо поэтов» (Но­ восибирское кн. изд-во, 1989) дают до­ статочно полное представление о нем как о явлении ярком, крупном и само­ бытном. Я возьму на себя смелость ска­ зать, что Александр Денисенко пришел в нашу поэзию сразу и навсегда, имен­ но потому, что изначально обладает все­ ми качествами духовной личности, ему не надо ни с кем воевать, ни вставать на чью-то сторону, ни декларировать свою любовь к России. Он просто любит всем своим страдающим и сострадаю­ щим существом, в этом суть его удиви­ тельного, неожиданного лирического дара. Я не хочу цитировать, кто заинте­ ресуется — прочтет, и ему все сразу станет ясно. Ну, может быть только вот это: Вся эта жизнь зовется боже мой. И не хочу я больше быть красивым, Я просто буду вас любить, пока живой, Со всею силой... А вообще, мне близка мысль Михаила Айзенберга из статьи «Разделение дей­ ствительности» («Молодая поэзия-89») о том, что, по-видимому, экологическое равновесие в искусстве (как и в приро­ де) не предполагает мирного сосущест­ вования. Мир к ак взаимное физическое непоедание возможен в культуре (на то она и культура). Эти пространства (культуры и искусства) не входят одно в другое и вообще плохо соединяются». Но, видимо, задача в этом и состоит, чтобы не переносить побоища и взаимо- поедания из искусства в культуру и другие области человеческих отношений. А то ведь уже везде, во всех простран­ ствах, на всех уровнях, начались кро­ вавые пиры. Мириться с каннибализмом нельзя. А что делать? За две тысячи лет не при­ думано иного рецепта, кроме как одоле- вание зла любовью. Прав М. Айзенберг: «Самое страшное в том, что это не вы­ зывает в нас никаких эмоций. Чтобы что-то здесь понять, надо не приглу­ шать, а из последних сил созывать к жизни свои человеческие реакции. Взы­ вать к жизни. И, может быть, тщетно. А безучастное отношение к поеданию означает, что ты уже съеден». Владимир Алексеевич Берязев родился в 1959 г. в Прокопьевске Кеме­ ровской области. Окончил Новосибирский институт народного хозяйства и Литературный институт имени А. М. Горького. Автор двух поэтических сборников. Член Союза писателей. Живет в Новосибирске. Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2