Сибирские огни № 010 - 1990
самом деле булыжник в сторону Ю. Кузнецова: «Я допущен к кормушке, //Н есмотря на стихии. //И з нее пил //Д ерж авин и Пушкин //И хлебали другие. < . . . > //Коры то — беспрово лочный телеграф, //Н о телеграф дере вянный. //К огда в правом крыле начи нают хлебать, //т о в левом строчат эпиграммы. //В нем можно плавать, как в плоскодонке. //Гры зутся кормчие у руля... //В отсутствие верлибра и вин товки //Я обращаюсь к вам, товарищи подонки, //К а к живой с живыми гово ря» («Свинарник»). О каких бы западных и восточных аллюзиях мне тут ни говорили, кроме ненависти и злобы в этих строках ни чего не содержится. Это стихотворный (худший) вариант Абрама Терца, это даже не остроумно. Автора покидают последние капли каких бы то ни было способностей, и он пишет просто очень плохие стихи. На пути утраты есякого вкуса, всяких поэтических возможно стей Арабов следует за Еременко и сра зу упадает до дна, потому что крылыш ки-то у него если и были когда («где с веток, пахнущие ладаном, лимоны сня тые не гаснут»), то слабенькие, — он ими так и не научился самостоятельно махать. Прав Сопровский: ирония губи тельна, когда она становится односто ронней навязчивой установкой целого направления; поколение поэтов получа ется как с одного станка с проштампо ванными улыбочками: «Это взаимное подмигивание в узком кругу, беспомощ ный снобизм, пафос которого — «как обаятельно для тех, кто понимает». Отчасти это реакция на неулыбчивую серость официальной культуры, по су ти же — культурное пораженчество». Добавить к этому можно лишь цита ты, подтверждающие правоту критика. «В рождество, когда у любой звезды //н е ту сил, чтоб родиться из млечной щели, //его находили у медсестры» (из влечение из того же Арабова). А вот замечательное признание в любви к Отечеству, к России. Призна ние сделано Михаилом Кагановичем и опубликовано в том же сборнике «Моло дая поэзия-89»: «А еще я привязан к Отечеству, //К а к калека привязан к калечеству, //К а к горбун на скелете распят, //К а к Иуда привязан к осине... //Я уже не могу от России //Оторвать немигающий взгляд». Выдающееся по смелости откровение: стало быть, предал, повесился, а теперь смотрит глазами трупа на свое это «ка- лечество»? Даже в ряду своих славных собратьев Каганович явно преуспел. Критик Павел Горелов, получивший широкую известность за свои серьезные и нелицеприятные разборы поэзии Иосифа Бродского, справедливо отме чает в своей статье «Самая главная связь...», что, казалось бы, «авангард претендует в своих декларациях на суровое изображение правды жизни, современной жизни, со всей ее безду ховностью, расколотостью, болезненно стью, изуродованностью... На первый взгляд убедительно, но только на пер вый взгляд, самый поверхностный. Ибо если поэзия отражает полноту жизни, то она обязана отразить не только так называемую «правду действительности», но еще и — правду и д е а л а , выгово рить — неотменимое — слово вечно жи вой человеческой совести... Более того, только в свете этого идеала (совести) единственно возможно будет разглядеть по-настоящему, и то, что зовется «прав дой действительности». Я новый мир хотел построить, Да больше нечего ломать,— сказал Владимир Друк, и таким вот остроумным афоризмом определил не способность свою и своих товарищей что бы то ни было строить, создавать, хотя желание ломать присутствует. Кто-то может запротестовать, мол, это желание присуще поколению, обществу. Пусть так, но, помилуйте, при чем же здесь поэзия? Еще один последний момент, послед няя мысль касаемо авангарда. Во мно гих приведенных и сотнях неприведен- ных стихов этого направления присут ствует либо в контексте, либо открыто в декларациях и высказываниях анти- лирического героя — пафос отречения, проклятия, попрания праха. Авторы, называющие себя нонконформистами, метаметафористами (или, как вы разился Всеволод Некрасов, «смена- подменцами») открещиваются от про шлого этой (они так и говорят «этой») страны, этого народа и не желают иметь с этим прошлым ничего общего: «после этого стрёма //после этого лома //после этого страха //после этого кра ха //после этого храпа //т ы мне больше не папа //после этого хлама //после этого храма //после этого срама //т ы мне больше не мама» (В. Друк. «Орля та»). Это ли не Павлик Морозов? Читая подобные стихи, я вспоминаю город Прокопьевск и детский дом в ра бочем поселке Буфер, что рядом с и з бой моих родителей. Большая серая школа и трехэтажное общежитие ря дом, в котором живут дети алкоголиков, уголовных преступников, умственно от сталые, а также прочие сироты нашей мирной действительности конца XX Ее- ка. Я что-то не встречал среди трех с лишним сотен из них и даже не слы шал, чтобы где-то случилось ребенку из детдома отказаться, отречься от своего отца или матери. Переживают, страда ют за своих родителей, плачут, вспоми нают их грубость, низость, непутевость, но никогда не пытаются отказаться, на оборот, пишут письма, надеются... на деются и верят. Вполне возможно, В. Друку покажется нерациональной, глупой, ничтожной и варварской такая вот метафизическая преданность кров ным узам, судьбе, своему происхожде нию. В этом случае дискутировать во прос бесполезно. Бог, как говорится, судья... Но вот Василий Васильевич Розанов думал по-другому. Мать-Земля, Богома терь, Православие — все это, по его мнению, есть душа общества и народа. «Можно ли поднимать руку на душу? Хотя бы она и была порочная. < „ . >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2