Сибирские огни № 010 - 1990
равняться четырем, потому что этого не может быть никогда. Сколько будет дважды два, решает каждый сам для себя». Но мы не только не доверяем пропо веди, мы не доверяем также лириче ской интонации. Почему? Потому что не доверяем автору. Это неверие — на иболее уязвимое наше место. У нас нет оснований доверять поэту, умиляюще муся дождем и звездами, когда «по ко лено в грязи мы веками бредем без оглядки» (А. Парщиков). Кто не заме чает сей «грязи», тот иллюзионист в худшем смысле этого слова. Недоверие наше (как и незнание) выступает в форме иронии. Ирония для нас — не «интеллигентская рефлексия» — при знак социальной беспомощности, а кис лота, снимающая с объекта мишуру и культурные напластования, или лучше сказать, — псевдокультурные, ибо на стоящая культура в основе своей прав дива (реальна). Ирония — это скаль пель, представляющий мир «голым». Для нас это существенный шаг к той «таинственной правде», которая и есть, по утверждению А. М. Горького, «бог свободного человека». Таким образом, позиции выяснены. Что это за таинственная правда — мы уже убедились на примере Александра Еременко и других. Если, как вытекает из манифеста Юрия Арабова, цинизм, неверие и духовная смерть есть бог сво бодного человека, то будь проклята та к ая свобода. Но Юрий Арабов лукавит, выражая туманную уверенность, мол, «что-то», не дает нам задохнуться в метастазах постиндустриального общества, спасает нас и Россию... Что за чудовищная глу пость: «Мир спасет сознание того, что есть мир на самом деле»?! Глупость и самоуверенность. Никогда ни Ю. Ара бов, ни его товарищи, ни вообще чело век, проживи он хоть миллион лет, не узнает и не осознает, что есть мир на самом деле. Неужели это не понятно? Я думаю, Ю. Арабов прекрасно это понимает, но вновь и вновь лукавит. Лукавит для того лишь, чтобы не гово рить главного — каково же истинное происхождение взглядов на мир и на поэзию его и ему близких? А нужно это ему для того, чтобы не обнаружить крайне поверхностного восприятия усво енного с ветра, со стороны экзотиче ского учения. Конечно же, корни этих воззрений кроются в дзен-буддизме. Для примера, сравним все, что было сказано выше, с отрывком из статьи Эриха Фромма «Психоанализ и рели гия». «Согласно дзену, знание не имеет ни какой ценности, если не вырастает из нас самих; никакой авторитет, никакой учитель не научит нас ничему, кроме сомнений; слова и системы мышления опасны, потому что легко превращаются в предметы поклонения. Сама жизнь должна быть постигнута и пережита в своем течении; в этом и заключается добродетель». Увы, Ю. Арабов сотоварищи принял эти положения слишком буквально, по- русски, на полную катушку, поэтому вместо умиротворенного созерцания себя и мира, а на этой основе интуитивного познания истины и смысла, он принял ся за радикальное отрицание всего и вся, по сути фетишизировал учение, от рицающее фетишизацию, попытался словом выразить то, что по канону вы разить невозможно (см. цитату из Фромма), забыл, что при таком подходе стихи, а тем более статьи вообще не должны печататься, оставаясь либо в мыслях, либо в случайных устных вы сказываниях. Ибо слово правдиво лишь в действии, в живом течении жизни, в поступке; напечатанное же, оно мерт веет, становясь скелетом, тенью исти ны. В этом смысле, футурист, который вырезал свои стихи на дошечках и сплавлял вниз по реке, был гораздо по следовательней и благородней, чем ны нешние его собратья. Думаю также, что он был самым настоящим дзен-будди стом, а также концептуалистом, даже нимало не подозревая об этом. Следуя означенным путем, мы без труда обнажим первоисточник поэтиче ского каннибализма А. Еременко. Эрих Фромм здесь же приводит одну из бес численных историй дзена, в которых излагается его презрение к различным идолам и кумирам. История такова: «Когда Танкэ из Танской династии зашел в столичный храм, было очень холодно, поэтому, взяв одно из выстав ленных там изображений Будды, он разжег из него костер. Смотритель, уви дев это, сильно разгневался и вскричал: «Как ты посмел сжечь деревянное изо бражение Будды?» Танкэ стал копаться в золе, как бы ища что-то, и сказал: «Я соберу святые сарири (что-то вроде минерального ос татка, находимого после кремации че ловеческого тела и считающегося сим волом святости жизни. — Э. Ф.) в золе». — Каким образом, — сказал смотри тель, — можешь ты собирать сарири де ревянного Будды? Танкэ ответил: — Если сарири нет, можно ли мне подложить в огонь оставшихся двух Будд?.. Смотритель изображений потерял впоследствии обе брови за протесты против очевидной нечестивости Танкэ, а на последнего гнев Будды так никогда и не пал». Совершенно очевидно, по-моему, что, при внешнем сходстве святотатственных посылок, история Танкэ прямо противо положна по нравственному вектору сти хам А. Еременко. Танкэ сжигает дере вянного идола для Бога живого, чтобы сохранить здоровье, а значит, укрепить дух и веру. Этика и логика поступков, может быть, не совсем оправданная и понятная для христиан, но, в об щем, вполне объяснимая. Еременко же агрессивен в своей интерпре тации образа Богоматери, он подклады вает под этот изначально непорочный светлый образ вампирическое содержа ние, тем самым отказывая прежде все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2