Сибирские огни № 010 - 1990
Владимир БЕРЯЗЕВ «КОГДА НАС ПОСЕЩАЕТ ШАЛОУМНОСТЬ...» П ризнаться, после прочтения мно жества альманахов, сборников, журнальных публикаций и поэти ческих антологий, появившихся в свет в бурном 1989 году, на самом деле при ходишь в состояние шалоумности. Это словечко-неологизм и эту строчку, вы несенную в заглавие, я обнаружил в сборнике стихотворных сказочек, объе диненных почему-то в одну поэму «Ис полнение желаний» Александра Щупло ва (М., «Советский писатель», 1989). Книжица вычурная, попытка скоморо- шины и пересмешничества, но попытка натужная, с внутренней задачей прой тись со смешком по русской истории, а где ж это видано, чтобы скоморох знал — что он скажет в следующую минуту. Но вот строчка зацепила. Хорошая строчка. Именно шалоумность нас посе щает нынче, т. е. с одной стороны по эты (молодые и не очень) ошалели от всей этой чертовщины, которая в стране творится, с другой стороны, расшали лись до безобразия, а с третьей — ша лый поток новомодного стихотворчества норовит смыть с поверхности литерату ры самое представление о поэзии, как высоком искусстве. В самом начале перестройки, на писа тельском съезде, некто из старой гвар дии социалистических реалистов бросил нашим литературным демократам упрек в некрофилии. Речь шла о возвращении забытых и сокрытых имен и произведе ний, и незадачливый писатель сам, ви димо, до конца не осознавал, какого рода обвинение он изволил высказать. Дело прошлое, писатель оплошал или огово рился, а Набоков, Ходасевич, Солжени цын все равно вместе с десятками дру гих в нашу литературу вернулись. Ого ворка та была первой ласточкой в войне литературных миров; в этой эпиче ской битве стороны продемонстрировали все самые невозможные по своей пато логии реалии отношений человека с че ловеком; некрофагия, эксгибиционизм, вампиризм, однополые любовные страс ти, черные мессы и шабаши — все это равно относится и к тем, и к этим. На конец, в последнее время дело доходит до откровенного каннибализма — свод ки с мест сражений, последние сшибки в периодике, в различных конференц- залах, на торжественных вечерах пре зентации того или иного издания свиде тельствуют, что процесс вступил в кри тическую, непримиримую для сторон фазу: Богоматерь, жрущая младенца... Уже поздно. Каннибализм в литера туре и в стихотворном потоке, в частно сти, стал реальностью. Не подготовлен ный к такому обороту читатель законо мерно поинтересуется: как, вообще, можно было произвести на свет такую1 чудовищную строку, у кого рука подня лась поставить рядом, столкнуть три этих слова, объединить их ради неслы ханного кощунства, которое несомнен но продиктовано было лишь глумливым тщеславием, а замешено на непонятной для черни, для толпы игре? Да, игре в пас с традицией восточной философии. Автор этой строки и уже многих по добных строк — человек, весьма из вестный среди поэтического племени 80-х годов. Когда-то он писал прекрас ные стихи, которые были на устах у очень многих и в Москве, и за ее преде лами: Я добрый, красивый, хороший И мудрый, как будто змея. Я женщину в небо подброшу, И женщина станет моя. Разумеется, это Александр Еременко, король поэтов, вернее, король москов ского авангарда, коронованный на ло кальное околоарбатское царство своими друзьями-поэтами года четыре назад в одном из литературных кафе столицы. Впрочем, значения А. Еременко не сто ит преуменьшать. Он имел и по сей день имеет влияние (и не малое) на об щую ситуацию в поэтическом аван гарде, я бы даже сказал, что он был точкой отсчета, исходным тезисом того направления, которое, с подачи К. Кед рова, получило название «метаметафо- ризм». Хотя можно проще и, как мне кажется, точнее — «идиомизм». А. Еременко первым с блестящим юмором и лихой по своей талантливо сти парадоксальностью самым неожи данным образом начал сталкивать в своих стихах устойчивые обороты речи,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2