Сибирские огни № 010 - 1990
к ак потом пришло к нему «это» — способность к проникновению — он не знал. Пришло и все: «...Я живу жизнью клеток, жизнью ферментов — всей чу жой жизнью». Такое открытие многое сулило нау ке — например, понять «собачий та лант чутья» или «мощь сборного моз га муравьев, красоту цветка» и т. д. Ин ститут не может обойтись без «ослепи тельных» работ Сигурда; многие уче ные, защищающие диссертации, обра щаются к нему: нигде не найти более точных сведений об изучаемом пред мете (например, «исследование на уров не нуклеиновых структур»). Все было бы хорошо, но Сергей по любил обыкновенную девушку. Первой возмутилась бабушка Тани: «Я настаи ваю, чтобы эти бесплотники знали свое место и не лезли к девушкам», — она поклялась умереть прабабушкой. Мотив уважительный. Запротестовал и шеф, директор института. «Что такое любовь для него? — разъясняет шеф девушке. — Он свел вместе свое стрем ление к доброте, к познанию, к твор честву. Он творит из себя одно за другим. Сегодня, например...» И далее идет перечисление его необыкновен ных открытий в области живого. «А что вы дадите ему взамен? Стандарт ную форму женской любви? Дорогая моя, хотите путевку куда хотите?». Шеф бестактно предлагал «отступные». Таня. же, влюбленная, неотступно мечтает о своем, чтобы Сергей стал, «как все», начал бы жить «в ее изме рении». Они поженятся. «Она сделает его отцом». Потому и допрашивает она шефа: «Я хочу знать, он сможет стать обычным или таким и останется? Ну, когда все для вас сделает? — Сможет, — быстро и как-то нена меренно ответил шеф». Как же можно покинуть доступный Сергею «мир живого», как уйти из не го? Сергей знал и посвятил Таню в эту тайну. «— Я должен убить кого-нибудь... Ну, птицу, или бабочку, или зверя. Войти и убить. Тогда двери, в которые они меня впускают, закроются. Да, есть двери...». Сначала он хотел стать ласточкой, потом стрижом... «— Ласточка, ласточка!.. Я ударюсь с тобою о землю, ударюсь и встану с земли человеком, как все. Я люблю ее. Прости, прости Меня, ласточка...». Но ни ласточку, ни стрижа убить он не смог... «Вдруг схватил большую му ху» на Танином платье, «полыхнуло железной синевой, и Сигурд унесся в облака... Исчез...». А у Тани появилась надежда: «Снова придет весна, и будет лето другое и другой сон... Я тоже ста ну другая, и он вернется ко мне дру гим». Если просмотреть все, что делал по повести Сергей, то напрашивается один вывод: победила доброта («Ласточку жаль, она милая, красивая. Всех, всех их жаль...»). И еще: способность жерт вовать собой во имя другой жизни, во имя любви. Близок пафосу повести рассказ «Сча стье рыжего Эрика». Планета Маг гибнет, потому что по степенно гаснет солнце. Родилось два проекта ее спасения. Первый — срыв планеты с орбиты и перевод ее в дру гую солнечную систему. Второй — ра зогнать массу Н, вбить ее в центр солнца, возбудить его активность взры вом этой массы. Второй проект предложил энергетик Мага Эрик Сельгин, «обычный просто ватый человек, пожалуй, слишком су ровый к себе. С детства он любил Вивиан, и — только». Он и взялся осу ществить свой проект, потому что «ре шил всего себя отдать делу» — спасе нию планеты. К тому же, ему нечего терять: Вивиан любила красивого «ба ловня жизни» Дрома, а Эрик был и хром, и рыж, но, уходя, он подарил Вивиан слова: «Вивиан, я люблю тебя. Я вечно буду любить. Я войду в плоть солнца, чтобы светить тебе. Свет мой — любовь к тебе, тепло мое — любовь к тебе, все, что вокруг, — подарок те бе... Смерть моя — во славу тебя». Не доверяя приборам, Эрик сам по местился в последнюю прицельную линзу, чтобы она без ошибки ударила в центр солнца и сгорела вместе с ним. В последний момент Вивиан крик нула: «Стой», но было поздно: «В этот слепящий момент рыжий Эрик стал легендой планеты Маг и бесконеч но счастливым. Вивиан это поняла... Ей было жаль Дрома, но она ощутила одиночество Эрика и в это мгновение полюбила его». Таково подлинно человеческое сча стье, по убеждению Аскольда Якубов ского. Гуманистичность идей писате ля варьируется в его фантастических произведениях, хотя, честно говоря, сердцевина их мне не всегда понятна. Его фантазии не отличаются при зрачностью и нередко многозначны, как и должно быть у талантливого художника. В последний раз я встретился с Ас кольдом Павловичем, вероятно, в дни, когда он заканчивал работу над по вестью «Нивлянский бык», так как был переполнен впечатлениями от сво ей поездки в российскую деревеньку, на свою прародину, откуда его дед уехал в Сибирь. Пригласил к себе Аскольд Павло вич меня и Александра Антоновича Кухно, поэта редкостной искренности и совестливости, что, по мнению Ас кольда Павловича, делало его стихи глубокими и честными. Для меня же они оба были друг на друга похожи ми в своих работах — прежде всего открытостью, незащищенностью и ли ризмом. Пришли мы на квартиру к Асколь ду Павловичу, где у него лежала боль ная мать. Он трогательно говорил о ней, заботливо ухаживал, прислушива ясь к ее советам, как нас приветить,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2