Сибирские огни № 010 - 1990
щ ая свое «мозговое бессилие». Мы ж е после смерти главного героя П авла Герасимова задаем другой в а ж ный вопрос: чем объяснить большое количество смертей в ром ане и связан ны х с ними р азмыш лений о гибели живого в природе? Город наступает и н аступает на природу и чащ е всего уничтож ает ее, хо тя и говорится о при тирании ее к городским условиям. В город проникаю т, ж и ву т в нем и птицы р азны х пород, и деревья, и цве* ты , и травы . Но ж естоко добивается людьми лось, убита ры сь — неизвест но зачем , в порыве гнева убита Н ата ш а ревнивцем, серьезно покалечил се бя Георгий Ж охов зар ан ее обдуманным выстрелом. Теперь вот «ушел» и П а вел, который нам особенно дорог, и дается понять, что, не согласись он на операцию , мог бы лет через п ять-де сять перейти «в р азр яд практически здоровых». Тяж ело, тем более что и в самой природе «прячется к ак ая -то тай на»: «Вот и небо прояснилось, и луна повисла м еж ду черным и деревьями. Звезды горят — одни перед смертью , другим ж и т ь да жить. Среди н их н е имоверно далеки й (простым глазом не увидиш ь) п ер ем алы вает себя квазар, делает ив старого новое, и з малого —- великое, из одной звезды — галактику. М учительная это ш ту к а — роды». А мы уж е знаем , к аки е беды приносят эти «роды» земле, лю дям . В чем дело? К акой смы сл скры вается з а всем этим? Обреченность мира? Безысходность, пессимизм, неистребимый в людях? В ероятней всего, конц епци я ром ана в другом. Да, огромная тревога за судь бу м ира и человека вы р аж ен а авто ром в произведении. Времена-то, ког д а пи сался роман, бы ли нелегкими (1962—1969 годы). Но главное за к лю ч е но в х ар а к тер а х действующ их лиц, в и х м ироощ ущ ениях и поступках. Б о ль ной П авел с риском д л я ж и зн и создает зн ачи тельную картину, подлинное тв о рение. Умирающ ий П авел не поддает ся реф лексии, он твердит: «Я все вы держ у: беды , изм ены , болезни. У ме н я какое-то странное уверенное ощу щ ение. Я чувствую себя деревом — креп ким и долгорастущим... Мне н ель з я умирать: я ещ е не построил дом, не вы растил ни одного дерева, не родил сына... Мне нужно долго жить, н уж но увидеть другой город — достигший ж и зненной мудрости лет та к через пятьдесят». В минуты ж есточайш ей депрессии Ж охов вы стрелил в себя. В больнице, после операции, с ним что-то н евероят ное и случилось, если И ван В асилье вич, см отря на него, думал: «Загадка... Он, врач, не м ожет ни объяснить, ни п он ять Ж охова. Вы стрелил в себя, и зу родовался, н елегкая его ж и зн ь пре вр ати л ась в ужасную . Что ж е держит его теперь? Что придало ем у силы пе реносить боль и ж ени ться? Н епонят но». Н епонятно И вану В асильевичу, но понятно автору: неистребима в приро де во л я к жизни. Ей подчинились и П авел, и Гоша. И роман заверш ается законом ерной здесь картиной прихода в город весны , бурной, все возрож да ющей. Вот и все. П ейзажны е кар ти ны у А. Якубовского всегда содерж ат вто рой план. Б ли зки е П авла приш ли в больницу, чтобы повидаться с ним. Здесь их застал п ервый весенний «удар тепла». Д етали кар ти ны убедительны , к ак этот барахтающ ий ся в буром ручье водяной ж у к, например... Ж и зн ь про долж ается. З а га д к а Ж охова перестала бы ть загадкой. Творчество А. Якубовского не исчер пы вается этими произведениями, став шими, к ак теперь можно сказать, з а метным явлением в наш ей л и тер ату ре 60—70 годов. Ф ан тастика — еще од на грань работы писателя, вы зван н ая его пристальным вним анием к тайнам природы и к тайн ам ж и зн и человека в ней. С оциальная значительность де ятельности такого рода безусловна, по скольку двадцаты й век определялся интенсивными поисками путей чело вечества к счастливому будущему. Для нас этот век ещ е был веком гранди озны х социальны х потрясений всемир ного значения. Человек будущего — главны й пред мет художественного исследования п и сателя. Его произведения именно ф а н тастические, далеки е от собственно научной ф ан тастики классического ти- п о весть «Нивлянский бык» о тк ры вается главой «Догадка» (в других и з д а н и ях — «Водяной жук»). Она пред ставляется нам автобиографической и приоткры вает утвердивш ийся подход писателя к произведениям н аучно-ф ан тастическим , в которы х излож ение н а учного откры ти я, научной догадки дол жно превалировать над изображ ени ем событий, им сопутствующих, __ препятствий, столкновений, борьбы идеи и характеров. П ервая ж е попы тка в этом направле нии в направлении использования опы та К. Э. Циолковского — отрезвила героя повести. Догадка относительно топлива в ракетном двигателе ни к ч е м у хорош ему не привела. Друзья, про читав рассказ, «закричали»: «Ты что же, счи таеш ь себя умнее всех? Пойми учены е работают. Р а з этого нет, зн а чит, и бы ть не может!» Коротко и не опровержимо. Тем не менее, они свели автора с крупным ученым: «— Да. соблазнительно, — вы слуш ав меня, вздохнул тот. — Грандиозная идея, вы даж е не поним аете зн ачен и я ее. Но, — он и зл ож и л суть догадки, по- молчал и заклю чил: — Это норваль— но. ^Догадка ваш а, — усм ехнулся уче ный, — л еж и т на поверхности. Вы литератор? Вот и напишите р ассказ о своем двигателе. — С этого и началось, — пробормо тал я. — Вот видите... Нет, это несерьезно. НИИ работают, коллективы , а вы...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2