Сибирские огни № 010 - 1990
кевш ий в лесу П авел. — Сидит злость в тебе — д е рж и ее на цепи... Гошка, зн а я , что ему, возможно, ос тается ж и т ь недолго, реш ил не т р а ти ть вр ем я н а «праздную болтовню». И они вернули сь в город. Встреча с городом бы ла радостной: «Все сияло в городе — окна, вымы ты е автобусы , л и ст ья тополей... И П авел ощ утил себя до корн я городским ж и телем , почувствовал рож дающ ую ся неблагодарность к лесу». Это противоречие преследует П авл а всюду, а д л я автор а оно — одно из сл ож н ейш и х проблем современности. Он то и дело то через своего главно го героя, то через других к н ем у воз вр ащ ается. П авел идет глухой дорогой, кругом сосновый бор. Он «последний около го рода... Его нужно беречь к а к р ел и к вию», — дум ает о нем П авел. Т ак рож д ается в голове П авл а я к о бы сп аси тел ьн ая идея о дв у х равнове л и к и х ст и х и я х — п рироды и города. «Город давно стал стихией и теснит природу, — р азм ы ш л я е т П авел. — Но она ведь тож е сти хи я и м еш ает горо ду раздвигаться...»; «Но есть и другое — они сам и приспосабливаю тся и п р и тираю тся. Они уж е п ереш епнулись м еж ду собой. Зн ачи т, ц ел ь моя облег чи ть это притирание, у к а за в н а него о стальным , и просить, чтобы они помо гали». И дея утеш и тел ьн ая, но легко опро вергается практи кой , ж и зн ью . Сего д н яш н я я ц и в и л и за ц и я беспощ адна к природе. В этом смы сл беседы П ав л а с ученым , «сереньким , без ум ствен ной осиянности»: «Вас интересует, во з м ожно л и п ри н ц ипи ально сосущ ество ван и е города и дикой природы ?» — спросил П авл а ученый. И ответил: «Воз можно, если мы пойдем природе н а встречу. И наче ц и вили зацию ож идает крах». Т ем у эту учены й рассмотрел со всех сторон. «П авлу нр ави ли сь четки е слова ученого, . но больш е нравилось то, что учены й ещ е не п рим етил н ач ав ш ееся схож дени е двух стихий». П авел вм есте с многими лю дьми на зем л е продо лж ает подд ерж и вать эту иллю зию , и его пассивное ж ел ан и е «облегчить это притирание» и «просить» других дел ать то ж е самое повисает в воздухе пустым звуком . Необходимы энергичны е м еры д л я предотвращ ени я н ем и н у емы х последствий людского вм е ш ател ьства в природу. Вот егер ь А кимы ч, о бязан ны й по сл уж бе и по собственному призванию о х р а н я ть л ес и ж и во тны х в нем, «пра ви л ь ны й в своих делах» человек, та к к а к «соединил в себе возм ож ность бы ть охотником и охрани телем , мог любить и убивать», он убежден: «Отчего не по стр ел ять, если мне удовольствие, а л е су ущ ерба нет?» Однако он убежден та кж е , что ничего не случится, если в лесу перебить всех белок, наприм ер. П авел реш и тельно не согласен с ним, он настаивает: «Последствия н еи звест ны», т а к к а к «мы не можем еще п о н я т ь всех природны х связей... Природа — это мы сами. Губя ее, мы губим себя». На вопрос, что следует сделать, что бы сп асти природу, А кимыч, не заду мы ваясь, отвечает: «Очень даж е просто. Н уж н а агитация...» К артин ам и худож ников, фильм ам и , газетным и статьями. Затем — «вовлечь в Общество охраны природы поголовно всех», в том числе и самое высокое начальство. А главное — лес беречь. Но и т а к а я программ а не удовлетворяет П авла: «Пока убеди те всех д а вовлечете, леса вырубят», д аж е если в Общество войдут «минист ры , замм инистры , м илиция, секретари обкомов». Увы, вопрос о м ерах по охране п ри роды остается о тк ры ты м дл я П авла. Однако по ром ану видно, что П авел к а к худож ник приним ает необходи мые, по его мнению , меры. Весь про цесс его становления к ак крупного х у дож н и ка св язан с разреш ением это го общ ечеловеческого вопроса. Смысл ж и зн и он не п р едставляет вне р азм ы ш лений об этой главной д л я наш его об щ ества проблеме. Он рисует природу в р азн ы х ее видои зм ен ени ях и с в я зях , стрем ится постичь тайну ее к р а соты и силы . Особенного успеха он до стигает не в п ей заж ах , не в изобра ж е н и я х птиц, а в кар ти н е «Рысь». Он вк л ады вает в нее все свои п ер еж и в а н и я — и любовь к Н аташ е, и ее смерть (Н аташ а убита из-за ревности), и самоубийство друга — х у дож н и ка Го ш и Ж охова, и уничтож ение лося, на которого он сам ж е «навел» охотников, и болезнь, обостряющ аяся ден ь ото дня и тр ебующ ая срочной операции н а лег ких. З а ры сью мы следим с первой мину ты зн аком ства с нею, когда П авел ис пуганно почувствовал ее за своими п л е чами, вплоть до момента ее убийства охотником - егерем А кимы чем («За что убил? Ведь не зн ает полной правды о ее полезности или вреде»). О том, к ак П авел работал над картиной, р ас ск аза но в последней, пятой, части ром ана под н азвани ем «Рысь». Х удож ник долго и тщ ательно гото ви т себя к картине. Часто ем у недоста ет времени, но он готов «работать по- лош адиному», «вести свою борозду до конца, а там пусть ж и л а лопнет». В дневнике он записы вает: «Мне не спи т ся. Второй час ночи. Я ш арю в себе и там н ах ож у других. Я всех ношу в се бе. Гошку, Н аташ у, Володьку, ж есто ки х л есны х браконьеров и д аж е убито го лося». Словом, все. О казы вается, это необ ходимое условие успешной работы над картиной. Р аботал он истово. В нем «все д р ож а ло радостно» и дум ал при этом, что «лиш ь теп ерь он стал ясен сам себе». «— Вот подожди, к а к вы р еж у т гни лое, — ск азал П авел и лиш ь теперь подумал, о том, что он рисковал, и не известно, к а к все обернется, что болен он д аж е сильней, чем весной». Все обернулось трагедией: гнилое вы резали, а сердце не выдерж ало. «Как объяснить неожиданную слабость серд ца П авла? — задает себе вопрос леч а щ ий вр ач И ван В асильевич, остро ощу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2