Сибирские огни № 010 - 1990

онно не только по предмету худож е­ ственного исследования, но и по мето­ ду. «В тр ади ц и ях жестокого реализм а (скаж ем , реали зм а «Власти тьмы», рисующего дремучесть звери ны х н р а­ вов) написана повесть «Дом»,— утверж ­ дал, например, критик В. Кантор. Од­ нако произведение было зн ачи тель­ ней и современней, чем могло показать­ ся на первый взгляд. ...Вещи, приобретаемые впрок, р а з­ вращ аю т Наталью , главную героиню повести. Р азвр ащ аю т нравственно, д у ­ ховно, хотя она и изначально не отли­ чалась какими-то более или менее вы ­ сокими человеческими качествами. Ги­ бель любого человека (пусть не ф и зи ­ ческая, а только духовная, человека, обуянного вещизмом, ньгне еще более распространенным) неизбежна. Н аталье каж ется, что она счастлива: и вещей в доме много, и желудок полон. Но «полный ж елудок давит на сердце, сн ятся кошмары». И т а к естественен финал: «Когда подним ается солнце, свет тонкими спицами пробивается в щ ели ставней. Теперь все видно ясн ее И во сне, утром, Н атал ья леж и т ж ел ­ тая, с синими тонкими губами — по­ койница и все!». А началось все с того, что Н аталья ж енила на себе бывшего солдата, в л а ­ дельца большого дома, доставшегося ему с братом Юрием в наследство от отца. Дом требовал ухода и расходов. Н атал ья не ж ал ел а себя и привы кла счи тать себя хозяйкой. Скоро приш ла к выводу: «И если разобраться, дом — это она». Логика ее размыш лений к а ­ ж ется ей неотразимой: «Б алки — это ее хребет и ребра, доски — мускулы , опоры — ноги, к рыш а — кож а ее. Не сможет она ж и ть в половине дома, как не сможет ж и ть разрезанны й пополам человек. П еререж еш ь — не сошьешь. Что бы там ни говорили законы , о чем бы ни торочили стары е обычаи, а дом — ее»; «Ввести ещ е одну хозяйку, раз­ делить дом, это все равно, что убить дом, убить ее». Т ак рождалось в ней чувство ненави­ сти к Юрию, могущему ввести в дом другую хозяйку, та к вынашивалась, к ак бы подспудно, мысль об убийстве Ю рия. Т ак всюду психологически обос­ нованно исчезало в ней человеческое, связанное у людей с любовью, долгом, совестью. Все было поглощено стрем ­ лением к обогащению, страстью сохра­ ни ть дом за собой любой ценою. Яш ка, старец Гришка, Н атал ья — все они одним миром м азаны : собст­ венники, стяж атели , мерзавцы , для которы х ничто не дорого, кроме сво­ его благополучия. Х удожник к ним бес­ пощаден. Стоит задум аться и над последним, возможно, самым слож ным и задуш ев­ ным, произведением Аскольда П авло­ вича — романом «Квазар». Почему? Во-первых, это яркое, м ож ­ но сказать, наглядное изображение становления художника; во-вторых, произведение требовало отнюдь не легкого осмысления реальны х событий в тогдашнем художественном мире; в-третьих, давало живое представле­ ние о текущ ей жизни, наконец, оно ставило вопросы о назначении челове­ ка, о смысле жизни. Во всем этом, по- видимому, состояла ценность «Кваза­ ра», органично вписывающегося в ли­ тературу 60-х годов, литературу, толь­ ко в Сибири представленную С. З а лы ­ гиным, В. А стафьевым , В. Распути­ ным... Х удожник Павел Герасимов, цент­ ральное лицо романа, заболел туберку­ лезом, и разом все в нем обострилось — отношение к людям, к работе, к идеям, которые, казалось, им всецело до того владели, вообще ко всему окру­ жающ ему миру, даж е к самой способ­ ности видеть предметы, изображ ать их («в иные дни он просыпался ге­ нием»), И первое, что он сделал, — вы ­ брался в лес из каменного шумного города, который представлялся ему ис­ точником всех его неудач: разругали созданные им картины , изм енила не­ веста Н аташ а, заболел восточным грип­ пом, он-то и привел к осложнению в легких, — п ри обследовании обнару­ ж и л и туберкулез. Круг замкнулся. П авел растерялся, задум ался о своем последнем годе жизни, о том, что про­ изошло в нем и почему. Ч уж анин, тоже художник, соратник, антагонист по взглядам , «настаивал на космической версии. И здевался? Верил сам?.. Он да­ ж е принес и зачи тал газетное сообще­ ние о том, что-де астрономическими обсерваториями всего мира («Всего, ста­ рик!») прин яты сигналы катастрофы , происшедшей в облаках космической пы ли созвездия Лебедя. Т ам обнаруже­ на рож дающ аяся сверхзвезда, иначе квазар... На солнечную систему обру­ шились выброшенные квазаром косми­ ческие частицы . Отсюда и повыш енная активность солнца, и наруш ение ра­ диосвязи, и нашествие мышей - лем ­ мингов в Норвегии, и гриппы, бродя­ щие по всему земному ш ару, и другие несчастья, та к и посыпавшиеся на го­ ловы людей». Но и лес не принес П авлу ж елаем о­ го успокоения. П рекрасный, восхи­ тительны й мир был разруш ен унич­ тожением птиц, страшной для П авла охотой на лося; «Страшно. Павел хо­ лодел спиной... Облитый серебристым светом, все подним ался и тяж ело п а­ дал лось. Он тян у л к П авлу свою мох­ нато - уродливую голову, хрипел...»; «Бандиты», — окрестил охотничков Па­ вел, убивших лося и деловито разде­ ли вш их его тушу. Заверш илось все разговором о доб­ роте. «— Надо ж ал еть всех и звер я тоже, — говорил Павел. — Бели доброты в нас не будет, что на зем ле останется? А? — С кажи, волков тож е ж ал еть надо? Они лесные бандиты! — отозвался Гош­ ка, тоже тяж ело больной туберкуле­ зом. — А к то мы сами в природе?.. Дер­ ж а т ь себя в руках, — вещ ал поум-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2