Сибирские огни № 010 - 1990
онно не только по предмету худож е ственного исследования, но и по мето ду. «В тр ади ц и ях жестокого реализм а (скаж ем , реали зм а «Власти тьмы», рисующего дремучесть звери ны х н р а вов) написана повесть «Дом»,— утверж дал, например, критик В. Кантор. Од нако произведение было зн ачи тель ней и современней, чем могло показать ся на первый взгляд. ...Вещи, приобретаемые впрок, р а з вращ аю т Наталью , главную героиню повести. Р азвр ащ аю т нравственно, д у ховно, хотя она и изначально не отли чалась какими-то более или менее вы сокими человеческими качествами. Ги бель любого человека (пусть не ф и зи ческая, а только духовная, человека, обуянного вещизмом, ньгне еще более распространенным) неизбежна. Н аталье каж ется, что она счастлива: и вещей в доме много, и желудок полон. Но «полный ж елудок давит на сердце, сн ятся кошмары». И т а к естественен финал: «Когда подним ается солнце, свет тонкими спицами пробивается в щ ели ставней. Теперь все видно ясн ее И во сне, утром, Н атал ья леж и т ж ел тая, с синими тонкими губами — по койница и все!». А началось все с того, что Н аталья ж енила на себе бывшего солдата, в л а дельца большого дома, доставшегося ему с братом Юрием в наследство от отца. Дом требовал ухода и расходов. Н атал ья не ж ал ел а себя и привы кла счи тать себя хозяйкой. Скоро приш ла к выводу: «И если разобраться, дом — это она». Логика ее размыш лений к а ж ется ей неотразимой: «Б алки — это ее хребет и ребра, доски — мускулы , опоры — ноги, к рыш а — кож а ее. Не сможет она ж и ть в половине дома, как не сможет ж и ть разрезанны й пополам человек. П еререж еш ь — не сошьешь. Что бы там ни говорили законы , о чем бы ни торочили стары е обычаи, а дом — ее»; «Ввести ещ е одну хозяйку, раз делить дом, это все равно, что убить дом, убить ее». Т ак рождалось в ней чувство ненави сти к Юрию, могущему ввести в дом другую хозяйку, та к вынашивалась, к ак бы подспудно, мысль об убийстве Ю рия. Т ак всюду психологически обос нованно исчезало в ней человеческое, связанное у людей с любовью, долгом, совестью. Все было поглощено стрем лением к обогащению, страстью сохра ни ть дом за собой любой ценою. Яш ка, старец Гришка, Н атал ья — все они одним миром м азаны : собст венники, стяж атели , мерзавцы , для которы х ничто не дорого, кроме сво его благополучия. Х удожник к ним бес пощаден. Стоит задум аться и над последним, возможно, самым слож ным и задуш ев ным, произведением Аскольда П авло вича — романом «Квазар». Почему? Во-первых, это яркое, м ож но сказать, наглядное изображение становления художника; во-вторых, произведение требовало отнюдь не легкого осмысления реальны х событий в тогдашнем художественном мире; в-третьих, давало живое представле ние о текущ ей жизни, наконец, оно ставило вопросы о назначении челове ка, о смысле жизни. Во всем этом, по- видимому, состояла ценность «Кваза ра», органично вписывающегося в ли тературу 60-х годов, литературу, толь ко в Сибири представленную С. З а лы гиным, В. А стафьевым , В. Распути ным... Х удожник Павел Герасимов, цент ральное лицо романа, заболел туберку лезом, и разом все в нем обострилось — отношение к людям, к работе, к идеям, которые, казалось, им всецело до того владели, вообще ко всему окру жающ ему миру, даж е к самой способ ности видеть предметы, изображ ать их («в иные дни он просыпался ге нием»), И первое, что он сделал, — вы брался в лес из каменного шумного города, который представлялся ему ис точником всех его неудач: разругали созданные им картины , изм енила не веста Н аташ а, заболел восточным грип пом, он-то и привел к осложнению в легких, — п ри обследовании обнару ж и л и туберкулез. Круг замкнулся. П авел растерялся, задум ался о своем последнем годе жизни, о том, что про изошло в нем и почему. Ч уж анин, тоже художник, соратник, антагонист по взглядам , «настаивал на космической версии. И здевался? Верил сам?.. Он да ж е принес и зачи тал газетное сообще ние о том, что-де астрономическими обсерваториями всего мира («Всего, ста рик!») прин яты сигналы катастрофы , происшедшей в облаках космической пы ли созвездия Лебедя. Т ам обнаруже на рож дающ аяся сверхзвезда, иначе квазар... На солнечную систему обру шились выброшенные квазаром косми ческие частицы . Отсюда и повыш енная активность солнца, и наруш ение ра диосвязи, и нашествие мышей - лем мингов в Норвегии, и гриппы, бродя щие по всему земному ш ару, и другие несчастья, та к и посыпавшиеся на го ловы людей». Но и лес не принес П авлу ж елаем о го успокоения. П рекрасный, восхи тительны й мир был разруш ен унич тожением птиц, страшной для П авла охотой на лося; «Страшно. Павел хо лодел спиной... Облитый серебристым светом, все подним ался и тяж ело п а дал лось. Он тян у л к П авлу свою мох нато - уродливую голову, хрипел...»; «Бандиты», — окрестил охотничков Па вел, убивших лося и деловито разде ли вш их его тушу. Заверш илось все разговором о доб роте. «— Надо ж ал еть всех и звер я тоже, — говорил Павел. — Бели доброты в нас не будет, что на зем ле останется? А? — С кажи, волков тож е ж ал еть надо? Они лесные бандиты! — отозвался Гош ка, тоже тяж ело больной туберкуле зом. — А к то мы сами в природе?.. Дер ж а т ь себя в руках, — вещ ал поум-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2