Сибирские огни № 010 - 1990

Два здоровы х советских п арн я, к а р ­ тографы , набрели в лесу н а такое се­ ление. П орядки в нем и зум и ли и во з­ мутили их. Они неум ело попы тались что-то объ ясни ть болотным лю дям и д аж е что-то и зм ени ть в и х представ­ л е н и я х о мире. И едва не поплатились з а это ж и зн ью . П риш лось беж ать т а й ­ но, скры тно. По дороге Н икола был убит, а лирическом у герою приш лось р еш а ть двуединую задачу: можно ли ж и т ь в согласии с таким обществом и к а к добиться согласия с самой приро­ дой, несовместимой с посягательством н а чуж ую ж и зн ь. Сцена, когда он з а ­ щ ищ ал с я от озлобивш ихся против него людей, н ап и сан а превосходно, мы слов­ но присутствуем при этой борьбе двух против одного. Т олько искусство и расчет позволили ем у и зб еж ать см ер­ ти. А вывод и з всей истории к о нф ­ л и к та, происш едш его в лесу, в боло­ тах , вы тек ает и з социальной природы откры вш его ся д л я н ас общества, и з х а ­ рактер о в действующ их лиц. Во главе обнаруж енного селени я сто­ я л старец, у которого «в р у к а х были все орудия вл асти — р ели ги я (старове­ ров), толп а ф а н ати к о в и собственная а р м и я — два здоровы х плосколобых Идиота... И та й н а я полиция. Его бы в средние века, в чертолом политических комбинаций!» Гриш кой старц а зовут, а помог им, к ар то гр аф ам , б еж а ть кузнец, п ож алуй , един ственн ая св етл ая л и ч ­ ность в болотной деревуш ке: «— А и переполош или вы наш е старье, — объ ясн яет все происшедшее к узн ец . — Б о ятс я стари ки , ж и зн ь ло­ м ать не х о тя т — закостенели. С тарики з а Гриш ку р у к ам и и зубам и держ атся. Б у бн ят все: «При стар ейш и х — м о лч а­ ние, прем удрейш им — послуш ание». А про вас уж е б р я кн у л и — антихрист-де помог. Не вы д ал слуг своих... С тр аш ­ ны е эти старики-то. Н а ж и зн ь им п л е­ вать, было б по-ихнему... И не они од­ ни. З а порох и т р я п к и многого л и ­ ш аем ся, ой, многого. Сколько б еличь­ и х д а собольих ш кур только Яш к а у х ­ ваты вает...» Яш к а в самом деле — приспособле­ нец, стяж ател ь . Он давно р азвед ал д о ­ рогу к старообрядц ам и беззастенчиво обирал их, п о л ьзу ясь и х темнотой и оторванностью от большого, неведомого им мира. Он п ри ки ну л ся ти хон ьким человечком — «ну п р я н и к медовый», а м еж д у тем вош ел в сговор со стар ­ цем Гришкой, и стал и они вм есте дер­ ж а т ь всю болотную п аству в ру к ах . П ервы й «связной» с д ал еким вн еш ­ ним миром о к а за л с я делягой, п р о д аж ­ ной ш курой. Он-то вм есте со старцем - уп рави телем р азгл яд ел в м олодых к а р ­ то гр аф ах своих см ер тел ьны х врагов. К о нф ли к т м еж д у старо вер ам и н азр е­ ва л давно. Н екоторы е из н их су ть Я ш ­ ки р азгл яд ел и сами, «— Ч то н ам Яш ка! — заш евелили сь м уж и ки . — К у п а лы (деньги) да бабы — вот он и весь, твой Яш ка... И з-за ш ку р о к к н ам ш астает... Ш к у р а и есть». ...Не чувство мести владело героем, когда он осознал свое «безнадежное положение». В о тч аян и и он зад авал ся вопросом: «Какое право они имели стр ел ять в Николу и застави ть м еня убить их? Это они сделали м еня чело­ векоубийцей». Т аков новый поворот в разреш ении ж гучей во все врем ена проблемы . Н а­ до что-то делать, чтобы та ки е м ер зав­ цы в обществе не появляли сь. Что же? Вряд ли есть однозначный ответ на этот «вечный вопрос»... С тарец — личность круп н ая, даж е м ощная, вли ян и е его на болотных ж и ­ телей огромно. Для своей коры сти ст ар ­ цем используется все — и явл ен и я природы , и свое редкостное терпение, и свои хорошо поставленны е голо­ совые связки , н аконец, п р ям ая л ж и ­ вость и в словах, и в поступках. Когда под влиянием картограф ов зар о п тал и и бабы, и молодежь, реш и л ­ ся старец разом всех образумить. Сна­ чал а, чтобы поразить, он выш ел го­ лы м на съедение многочисленного в болотах гнуса: «От белеющ ей в ночи м аленькой ф и гу ры веяло чем -то за га ­ дочным , д аж е страшным ... Пришло у т­ ро. С тарец бы л серый, те р ял очертания в сером столбе гнуса — комаров и мо­ ш кары ... С тарухи сбились вокруг него густым испуганным стадом. Стонали, всхлипы вали ... И ны е вы кр и ки вал и громко и глухо: «Фиал!.. А дам ант бла­ гочестия! Души н аш и спасает, муки принимает...». Затем поняв, что он до­ стиг желаемого вп ечатлени я, старец произносит речь-проповедь, н ап р авл ен ­ ную против приш ельц ев - картографов: «Вот они, беси! С облазнять пришли...» Очень вы р ази тел ьн о рассказано, к ак эта речь воздействовала на сл уш ате­ лей: «Он говорил медленно, разм ер ен ­ но, вн ятно своим м еталлически зв е н я ­ щ им голосом, к аж ды м словом вбивая н езримы й гвоздь». И комм ентарий невольного сл уш ате­ ля, и этот «незримы й гвоздь» у беж д а­ ют, что старец не мог не завл ад еть толпой: «Он делал ж ест — все повора­ чивались, к а к один, и я сам чувство­ ва л нестерпимое ж ел ан и е повернуться. И с трудом преодолевал его». И вот наступил момент, когда старец в зя л на вооруж ение известное «неред­ кое явление» — м ерцанье, нимб вокруг тени, который «виден только под опре­ деленным углом, по росе, утром». В скричав: «Ч ада возлюбленные, зрите нимб!» — старец призвал: «Уйдем в пустынь, в места сокровенные, будем ж и т ь по-прежнему». Сотласие было п о­ лучено, ц ель достигнута. Выходит, что словеса старца, про­ звуч авш и е в повести, не случайны . Р азруш аем о е старц ам и в головах лю ­ дей «чистое восприятие мира» и по­ рож д аем ая ими «лиш няя, н ен уж н ая жестокость» то тут, то там возникаю т и действуют. П исатель - гум анист пре­ дуп р еж д ает всех честны х людей: борь­ ба продолж ается... Повесть «Дом» п оявилась вслед за повестью «Мшава» в ж урн ал е «Сель­ с к а я молодежь». В р ец ен зи ях на про­ изведение писалось, что оно традици-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2