Сибирские огни № 010 - 1990
Два здоровы х советских п арн я, к а р тографы , набрели в лесу н а такое се ление. П орядки в нем и зум и ли и во з мутили их. Они неум ело попы тались что-то объ ясни ть болотным лю дям и д аж е что-то и зм ени ть в и х представ л е н и я х о мире. И едва не поплатились з а это ж и зн ью . П риш лось беж ать т а й но, скры тно. По дороге Н икола был убит, а лирическом у герою приш лось р еш а ть двуединую задачу: можно ли ж и т ь в согласии с таким обществом и к а к добиться согласия с самой приро дой, несовместимой с посягательством н а чуж ую ж и зн ь. Сцена, когда он з а щ ищ ал с я от озлобивш ихся против него людей, н ап и сан а превосходно, мы слов но присутствуем при этой борьбе двух против одного. Т олько искусство и расчет позволили ем у и зб еж ать см ер ти. А вывод и з всей истории к о нф л и к та, происш едш его в лесу, в боло тах , вы тек ает и з социальной природы откры вш его ся д л я н ас общества, и з х а рактер о в действующ их лиц. Во главе обнаруж енного селени я сто я л старец, у которого «в р у к а х были все орудия вл асти — р ели ги я (старове ров), толп а ф а н ати к о в и собственная а р м и я — два здоровы х плосколобых Идиота... И та й н а я полиция. Его бы в средние века, в чертолом политических комбинаций!» Гриш кой старц а зовут, а помог им, к ар то гр аф ам , б еж а ть кузнец, п ож алуй , един ственн ая св етл ая л и ч ность в болотной деревуш ке: «— А и переполош или вы наш е старье, — объ ясн яет все происшедшее к узн ец . — Б о ятс я стари ки , ж и зн ь ло м ать не х о тя т — закостенели. С тарики з а Гриш ку р у к ам и и зубам и держ атся. Б у бн ят все: «При стар ейш и х — м о лч а ние, прем удрейш им — послуш ание». А про вас уж е б р я кн у л и — антихрист-де помог. Не вы д ал слуг своих... С тр аш ны е эти старики-то. Н а ж и зн ь им п л е вать, было б по-ихнему... И не они од ни. З а порох и т р я п к и многого л и ш аем ся, ой, многого. Сколько б еличь и х д а собольих ш кур только Яш к а у х ваты вает...» Яш к а в самом деле — приспособле нец, стяж ател ь . Он давно р азвед ал д о рогу к старообрядц ам и беззастенчиво обирал их, п о л ьзу ясь и х темнотой и оторванностью от большого, неведомого им мира. Он п ри ки ну л ся ти хон ьким человечком — «ну п р я н и к медовый», а м еж д у тем вош ел в сговор со стар цем Гришкой, и стал и они вм есте дер ж а т ь всю болотную п аству в ру к ах . П ервы й «связной» с д ал еким вн еш ним миром о к а за л с я делягой, п р о д аж ной ш курой. Он-то вм есте со старцем - уп рави телем р азгл яд ел в м олодых к а р то гр аф ах своих см ер тел ьны х врагов. К о нф ли к т м еж д у старо вер ам и н азр е ва л давно. Н екоторы е из н их су ть Я ш ки р азгл яд ел и сами, «— Ч то н ам Яш ка! — заш евелили сь м уж и ки . — К у п а лы (деньги) да бабы — вот он и весь, твой Яш ка... И з-за ш ку р о к к н ам ш астает... Ш к у р а и есть». ...Не чувство мести владело героем, когда он осознал свое «безнадежное положение». В о тч аян и и он зад авал ся вопросом: «Какое право они имели стр ел ять в Николу и застави ть м еня убить их? Это они сделали м еня чело векоубийцей». Т аков новый поворот в разреш ении ж гучей во все врем ена проблемы . Н а до что-то делать, чтобы та ки е м ер зав цы в обществе не появляли сь. Что же? Вряд ли есть однозначный ответ на этот «вечный вопрос»... С тарец — личность круп н ая, даж е м ощная, вли ян и е его на болотных ж и телей огромно. Для своей коры сти ст ар цем используется все — и явл ен и я природы , и свое редкостное терпение, и свои хорошо поставленны е голо совые связки , н аконец, п р ям ая л ж и вость и в словах, и в поступках. Когда под влиянием картограф ов зар о п тал и и бабы, и молодежь, реш и л ся старец разом всех образумить. Сна чал а, чтобы поразить, он выш ел го лы м на съедение многочисленного в болотах гнуса: «От белеющ ей в ночи м аленькой ф и гу ры веяло чем -то за га дочным , д аж е страшным ... Пришло у т ро. С тарец бы л серый, те р ял очертания в сером столбе гнуса — комаров и мо ш кары ... С тарухи сбились вокруг него густым испуганным стадом. Стонали, всхлипы вали ... И ны е вы кр и ки вал и громко и глухо: «Фиал!.. А дам ант бла гочестия! Души н аш и спасает, муки принимает...». Затем поняв, что он до стиг желаемого вп ечатлени я, старец произносит речь-проповедь, н ап р авл ен ную против приш ельц ев - картографов: «Вот они, беси! С облазнять пришли...» Очень вы р ази тел ьн о рассказано, к ак эта речь воздействовала на сл уш ате лей: «Он говорил медленно, разм ер ен но, вн ятно своим м еталлически зв е н я щ им голосом, к аж ды м словом вбивая н езримы й гвоздь». И комм ентарий невольного сл уш ате ля, и этот «незримы й гвоздь» у беж д а ют, что старец не мог не завл ад еть толпой: «Он делал ж ест — все повора чивались, к а к один, и я сам чувство ва л нестерпимое ж ел ан и е повернуться. И с трудом преодолевал его». И вот наступил момент, когда старец в зя л на вооруж ение известное «неред кое явление» — м ерцанье, нимб вокруг тени, который «виден только под опре деленным углом, по росе, утром». В скричав: «Ч ада возлюбленные, зрите нимб!» — старец призвал: «Уйдем в пустынь, в места сокровенные, будем ж и т ь по-прежнему». Сотласие было п о лучено, ц ель достигнута. Выходит, что словеса старца, про звуч авш и е в повести, не случайны . Р азруш аем о е старц ам и в головах лю дей «чистое восприятие мира» и по рож д аем ая ими «лиш няя, н ен уж н ая жестокость» то тут, то там возникаю т и действуют. П исатель - гум анист пре дуп р еж д ает всех честны х людей: борь ба продолж ается... Повесть «Дом» п оявилась вслед за повестью «Мшава» в ж урн ал е «Сель с к а я молодежь». В р ец ен зи ях на про изведение писалось, что оно традици-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2