Сибирские огни № 010 - 1990
кий укор себе» И не утеш ает деж ур н ая ф р аза: «Вот так бывает в жизни...» Сам охотник и рыбак, тонко чувст вующий природу, Виктор А стаф ьев з а метил о т а ки х произведениях А. Я к у бовского: «Очень трогательны , до тр е петности добры и одухотворены р асск а зы... о животны х, особенно о собаках — тут уж прочтешь, рукам и разведеш ь и подумаешь: «Вот если бы наш и п и сатели ум ели так о лю дях писать...»1. Лучш е, пож алуй, не скаж еш ь. Вот они — Лобастый из одноименного рас сказа, Гай из «Тихой охоты» или Джек из «Тринадцатого хозяина»; и х не спу таеш ь, у каждого свои повадки, свои особенности и увлеченности. И забы ть и х невозможно. Однако апофеозом этой «собачьей темы» явл яется повесть «Четверо». В ней речь идет о судьбе собак, по р азным причинам брош енных челове ком. Мне нет н уж ды ф орм улировать «задуш евную мысль» худож ника, зн а тока животны х, она в повести цельно и предельно точно определена сразу же, к ак н ачалось невеселое повество вание. С тары е дома в городах люди, есте ственно, покидают. Н езаметно, если до ма эти м аленькие, и с шумом и гамом, если они — большие. Выбрасываю т или уво зят рухлядь, а собак и кошек не редко оставляю т. К ош ки при доме по степенно дичают, а собаки бегут в бли ж айш и й лес. «Их любовь не востребо вал человек, — с болью и горечью го ворит писатель, — он пренебрег их пре данностью». «Пренебрег», «не востребовал» — ем кие, весомые слова, рожденны е забо той о будущем самого человека. «Отчего мы иногда видим свирепое отношение к собакам? — продолж ает свою мы сль писатель. — Я попы тался ответить на эти вопросы. Я хотел по вестью поговорить с теми, кто сменит нас и будет реш ать главную задачу современности: к ак ж и ть человеку в Природе. А ведь собака — часть ее, ш едш ая с н ам и — «из тьмы веков», с преданностью и любовью». В повести «Четверо» с редким про никновением, с неож иданными под робностями и худож ническими наход ками, к аки е я встречал только у Дже к а Лондона, прослеживается судьба р а з ны х собак, любовь которых к челове ку не бы ла им востребована. У одних она слож илась трагически, у других дико и нелепо, но в том и другом сл у чае человек вел себя по отношению к ним постыдно, жестоко и преступно; третьи дичали, пр евр ащ аясь в лесу в опасные для человека стаи. Собаки упорно и достойно выж и вали — они ж е умны е животные! — плодились и вели себя с большей сплоченностью и организованностью , чем те ж е волки, с которыми они умело в лесу ужились. Повесть «Четверо» потребовала, чтоб наше часто «свирепое отношение» к | в, А с т а ф ь е в . Доброе слово. — В книге А. Якубовского «Красный таймень». М., «Моло дая гвардия», 1971, животным сменилось человечным, дру желюбным и вним ательным . Ведь со бака, например, ж и в я с человеком р я дом, и предупреж дает его об опаснос ти, и спасает, если человек попал в беду (вспомним повесть «Б агряный лес», наприм ер, да и некоторы е другие рассказы ). Р асск азы первого сборника обратили на себя вним ание читателя, но когда они стали п о явл яться в соседстве с повестью «Не убий» (1966) или в дру гом издании под н азвани ем уж е «Мшава» (1969), то это сразу убедило всех, что мы имеем дело с взы ск ател ь ным мастером, с художником «божьей милостью». О сборнике «Не убий» за говорили в газетах — «Литературная Россия», «Комсомольская правда», в ж у р н ал ах — «Сибирские огни», «Зна мя», «Смена», «Наш современник» и в других периодических изданиях. В повести «Не убий» («Мшава») пи сатель снова ставит свой «роковой во прос», но на другой, более широкой ос нове — не только на нравственной, но и на социальной, шире — н а философ ской: к ак можно любить, ценить ж и зн ь и уничтож ать ее? Может ли человек убивать человека? Сначала эти вопро сы ставятся в абстрактно - философ ском виде, затем по ходу разви ти я со бытий они приобретают грозно - соци альное содержание. Друг главного героя повести Никола предательски убит, и герой реш ает дей ствовать, так к ак вполне м ожет слу читься, что «и мне л еж ать невдалеке от Николы». Исследуется ситуация, при которой «человек м ожет убить челове ка», Первое, что возникает и у авто ра и у нас: «По праву защиты». Нс вы ясн яется, что это — простейшее ре шение проблемы . Она значительно глубже, н астаивает писатель. П рим и риться с необходимостью убийства ч е ловека он не может, во-первых, пото му что «страшно убить человека», во- вторых, потому что после этого героя «охватывает отчаяние», у него сж и м ается сердце — «уж л у г ч е бы убили не Николу, а меня». Ж и зн ь р азвал и лась на две половины «до» и «после», когда его «жгли рыдания», «душили»: «Я оплаки вал Николу, себя, всех-всех... Вся н ен уж н ая лиш н яя жестокость ми ра обрушилась н а меня. Во всем я ощ ущ ал смерть, видел ее быстрые сле ды... Наивное, чистое восприятие ми р а уш ло от м еня навсегда». Х ри сти ан ская заповедь «не убий!» давно уж е не останавливает человека. Мировое сообщество ещ е не созрело для непри яти я, для уничтож ения самой «необходимости» убивать себе подоб ных, к а к бы это изуверски и дико ни выглядело. Мы, увы, со всей своей вы сокой цивилизацией все ещ е находим ся на стадии тех вооруж енных старо веров, забравш ихся от современного общества в леса и болота и установив ш их там безраздельную власть силы и хитрого произвола, иначе сказать, со зд авш их варварское объединение лю дей, упр авл яемы х варварским и сред ствами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2