Сибирские огни № 010 - 1990
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. ЯНОВСКИЙ АСКОЛЬД ЯКУБОВСКИЙ О сенью 1964 года в Новосибирске традиционно был организован семинар молодых писателей. Мне поручили вести группу прозаиков, среди которы х был Аскольд П авлович Якубовский с тощей папкой охотничь и х рассказов. Я позвонил наш ему знатоку приро ды писателю -охотнику Кондратию Ни киф оровичу Урманову и спросил, смог бы он появи ться на наш ем семинаре и п р и н ять участие в обсуждении охот ничьи х рассказов А скольда Якубов ского. — Смогу ли, не знаю , — ответил он. — А рассказы пришли. Я т а к и сделал. И вскоре получил по телефону ж е такой ответ: — Н аблю дательный парниш ка. Об л ас к а ть надо человека. И появится еще один сибирский писатель, влюбленный в природу, понимающий ж и вотны х и ум еющий о н их рассказы вать... «П арнишке» этому было под сорок, но с вы соты семидесятилетнего Кон- др ати я Н икифоровича это было так понятно. К тому ж е тогда никого не смущ ало, что «молодому писателю» не мало лет — беды войны и послевоен ны е трудности давали о себе знать. В автобиографии 1972 года Аскольд Якубовский ск аж ет о п рож и ты х «доб ры х и злы х» годах, которые ф о рм и ровали его к ак человека и писателя. Р асс к азы в ая о себе, он одновременно делает знам енательное обобщение. По его убеждению , все, что он видел в природе и чем неизменно восхищ ался, есть резу льтат эволюции... «П рекрас ное достигалось работой времени. Т а ков закон — все совершенное до стигается работой и временем. ...Свои р асск азы о природе я стал переписы вать по десяти раз...»1 П риступив к чтению рассказов н а чинающ его писателя, я, естественно, этого не знал, но вслед за К. Н. Урма- новым легко зам етил художническую • • «Писатели о себе». Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. зоркость автора, вы раж енную кратко и точно. На семинаре принято было р асска зы в ать о себе. Аскольд П авлович з а метно смущ ался, говорил к ак -то неуве ренно, с долей иронии к самому себе: «Да, вот, написал, сам не знаю , как...» И застенчиво улы бался. И видно бы ло, что у него, к ак говорят, «мягкий характер», «добрая душа». Многолетнее общение с ним подтвердило это. Да и к ак могло бы ть иначе у человека, та к проникновенно, «с душой» повест вующего о природе, о животных. Родился А. П. Якубовский 10 июля 1927 года в Новосибирске. В упом ян у той автобиографии он писал: «Отец мой был художником». И архи текто ром он был, изобретателем... «Я разбирал его этю ды д л я устрой ства вы ставки (он рано ум ер — Н. Я.), — продолж ал здесь ж е Аскольд П ав лович. — Они были превосходны. В н их сквозил такой цвет, таки е возм ож ности... И х могли вобрать только бу дущие его кар ти ны — ненаписанные...» И мне стало понятно, откуда у Ас кольда П авловича его живопись словом, ее истоки, что ли, стала ясной и увле ченность пи сателя жизнью , бытом, творчеством художников, особенно об н ар уж и вш ая ся в последнем, посмертно выш едш ем произведении, в романе «Квазар». В Новосибирске окончил Аскольд П авлович десятилетку. С 14 лет у вле к ал ся охотой в окрестны х л есах и на бли зл еж ащ и х озерах. Поступил на курсы картограф ии и по окончании их н ач ал работать картографом , соверш ая длительны е экспедиции по Сибири и Д альнем у Востоку. Эти постоянные экспедиции у кр еп л ял и его страсть к охоте, вы рабаты вали пристальное вни м ание к природе. Естественно, сф ера наблюдений из го да в год расш ирялась, н ак ап ли вал ся ж и зн ен ны й опыт, обострялось видение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2