Сибирские огни № 010 - 1990

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. ЯНОВСКИЙ АСКОЛЬД ЯКУБОВСКИЙ О сенью 1964 года в Новосибирске традиционно был организован семинар молодых писателей. Мне поручили вести группу прозаиков, среди которы х был Аскольд П авлович Якубовский с тощей папкой охотничь­ и х рассказов. Я позвонил наш ему знатоку приро­ ды писателю -охотнику Кондратию Ни­ киф оровичу Урманову и спросил, смог бы он появи ться на наш ем семинаре и п р и н ять участие в обсуждении охот­ ничьи х рассказов А скольда Якубов­ ского. — Смогу ли, не знаю , — ответил он. — А рассказы пришли. Я т а к и сделал. И вскоре получил по телефону ж е такой ответ: — Н аблю дательный парниш ка. Об­ л ас к а ть надо человека. И появится еще один сибирский писатель, влюбленный в природу, понимающий ж и вотны х и ум еющий о н их рассказы вать... «П арнишке» этому было под сорок, но с вы соты семидесятилетнего Кон- др ати я Н икифоровича это было так понятно. К тому ж е тогда никого не смущ ало, что «молодому писателю» не­ мало лет — беды войны и послевоен­ ны е трудности давали о себе знать. В автобиографии 1972 года Аскольд Якубовский ск аж ет о п рож и ты х «доб­ ры х и злы х» годах, которые ф о рм и ­ ровали его к ак человека и писателя. Р асс к азы в ая о себе, он одновременно делает знам енательное обобщение. По его убеждению , все, что он видел в природе и чем неизменно восхищ ался, есть резу льтат эволюции... «П рекрас­ ное достигалось работой времени. Т а ­ ков закон — все совершенное до­ стигается работой и временем. ...Свои р асск азы о природе я стал переписы ­ вать по десяти раз...»1 П риступив к чтению рассказов н а ­ чинающ его писателя, я, естественно, этого не знал, но вслед за К. Н. Урма- новым легко зам етил художническую • • «Писатели о себе». Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. зоркость автора, вы раж енную кратко и точно. На семинаре принято было р асска­ зы в ать о себе. Аскольд П авлович з а ­ метно смущ ался, говорил к ак -то неуве­ ренно, с долей иронии к самому себе: «Да, вот, написал, сам не знаю , как...» И застенчиво улы бался. И видно бы ­ ло, что у него, к ак говорят, «мягкий характер», «добрая душа». Многолетнее общение с ним подтвердило это. Да и к ак могло бы ть иначе у человека, та к проникновенно, «с душой» повест­ вующего о природе, о животных. Родился А. П. Якубовский 10 июля 1927 года в Новосибирске. В упом ян у ­ той автобиографии он писал: «Отец мой был художником». И архи текто­ ром он был, изобретателем... «Я разбирал его этю ды д л я устрой­ ства вы ставки (он рано ум ер — Н. Я.), — продолж ал здесь ж е Аскольд П ав­ лович. — Они были превосходны. В н их сквозил такой цвет, таки е возм ож ­ ности... И х могли вобрать только бу­ дущие его кар ти ны — ненаписанные...» И мне стало понятно, откуда у Ас­ кольда П авловича его живопись словом, ее истоки, что ли, стала ясной и увле­ ченность пи сателя жизнью , бытом, творчеством художников, особенно об­ н ар уж и вш ая ся в последнем, посмертно выш едш ем произведении, в романе «Квазар». В Новосибирске окончил Аскольд П авлович десятилетку. С 14 лет у вле­ к ал ся охотой в окрестны х л есах и на бли зл еж ащ и х озерах. Поступил на курсы картограф ии и по окончании их н ач ал работать картографом , соверш ая длительны е экспедиции по Сибири и Д альнем у Востоку. Эти постоянные экспедиции у кр еп л ял и его страсть к охоте, вы рабаты вали пристальное вни­ м ание к природе. Естественно, сф ера наблюдений из го­ да в год расш ирялась, н ак ап ли вал ся ж и зн ен ны й опыт, обострялось видение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2