Сибирские огни № 010 - 1990
жение оскорбительных предубеждений времени, всегда по своей мудрости показывали, сколь они далеки от того, чтобы считать поко ренные орды невольниками постоянного ясака, постигая, что Всебла гое Провидение постепенно ведет людей, племена и народы чрез цели частные, общественные и государственные к целям своего высшего порядка. Довольно надпомянуть о том, что царь Феодор дозволил остякам представлять ясак на Выме через два года, что царь Борис подарил ясак за целый 1598 год всем си бирским ясачным, что последовавшие из дома Романовых государи, государи благосерд ные, повременно сбавляли количество взимаемого ясака. Не вдруг, конечно, могло статься, чтобы Россия, предназначен ная к духовному и потом умственному восхождению, осветила тьму северо-восточного материка, чтобы устроила страну заброшенную, чтобы открыла в кряжах сокровища для всемирного употребления и дала цену спрятанному веществу; но, удовлетворяя целям частного и общественного порядка, она тотчас платила дикому сыну природы, как соотчичу, за древесную смолу, за кедровую шишку, за кожу, за птичий пух, за Мамонтову кость, за моржовый зуб; дала притом за коны для житейской его безопасности не только в лесу и юрте с его семьею, но и в городе; установила в родах его степени старейшин ства, отдала самому ему право разбираться дома не в важных случа ях; присвояла и присвояет инородцу гражданские и военные отли чия за заслуги, и все это для того, чтобы смягчаемый общением, при знательностью, уверенностью в покровительстве, предрасполагался он поклоняться Богу своих покровителей, Богу Триединому. Кто улыбнулся бы при этих словах, тот пускай послушает тунгуса-языч- ника*, принесшего в Православную Церковь богатый дар мягкой рухляди и на вопрос отвечавшего вот что: «Этим я жертвую Богу по моему обещанию за выздоровление брата крещеного, который, на одре смертном, не приняв пособий шаманских, призывал себе на по мощь Николая-угодника Божия». Ответ неожиданный, ясный, поучи тельный! Тут нечего прибавить, кроме того, что, если бы дело обра щения не совершилось, тщетно было бы завоевание края, тщетна торговля со всеми корыстями, тщетны добычи золота, серебра и дра гоценных каменьев, добычи, проскользнувшие сквозь пальцы у Кира и Рима; тогда заразительные болезни, опустошавшие и опустошаю щие страну, были бы неоплатными бедствиями пред Всевышним Оком. Вот высокая цель, назначенная Сибири преимущественно и окончательно! Не стыдно ли сибирякам-христианам минувших времен, что они попустили исламизму до половины XVIII столетия сманивать бара- бинских татар из заблуждения шаманского в другое? История, за мечая эту оплошность косыми буквами, должна ли относить ее к ложному предуверению, что рыболову и зверолову, самоеду или тун гусу той же окраины, будто бы трудно быть христианином? Почему же? Если тот или другой способен сделаться поклонником лжи, для чего бы не способен он переделаться в поклонника истины? Разве душевный залог истины тяжелее для бродячего и кочевого, нежели для горожанина, обремененного лишними заботами, лишними увле чениями мира? Нет. Пускай те равнодушные, которые в ложном смиренномудрии извиняются превыспренностью путей Провидения, напомнят себе, по крайней мере, исторический путь человеческих обществ, что никакая сила, никакая политика не сдружает и не еди нит племен земных, как единоверие. * См. Voyage dans le Nord par le commodore Billings, tom. 1, pag 89. С удовольст вием также указывается в Семивском, № 40, из его записок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2