Сибирские огни № 010 - 1990

жение оскорбительных предубеждений времени, всегда по своей мудрости показывали, сколь они далеки от того, чтобы считать поко­ ренные орды невольниками постоянного ясака, постигая, что Всебла­ гое Провидение постепенно ведет людей, племена и народы чрез цели частные, общественные и государственные к целям своего высшего порядка. Довольно надпомянуть о том, что царь Феодор дозволил остякам представлять ясак на Выме через два года, что царь Борис подарил ясак за целый 1598 год всем си­ бирским ясачным, что последовавшие из дома Романовых государи, государи благосерд­ ные, повременно сбавляли количество взимаемого ясака. Не вдруг, конечно, могло статься, чтобы Россия, предназначен­ ная к духовному и потом умственному восхождению, осветила тьму северо-восточного материка, чтобы устроила страну заброшенную, чтобы открыла в кряжах сокровища для всемирного употребления и дала цену спрятанному веществу; но, удовлетворяя целям частного и общественного порядка, она тотчас платила дикому сыну природы, как соотчичу, за древесную смолу, за кедровую шишку, за кожу, за птичий пух, за Мамонтову кость, за моржовый зуб; дала притом за­ коны для житейской его безопасности не только в лесу и юрте с его семьею, но и в городе; установила в родах его степени старейшин­ ства, отдала самому ему право разбираться дома не в важных случа­ ях; присвояла и присвояет инородцу гражданские и военные отли­ чия за заслуги, и все это для того, чтобы смягчаемый общением, при­ знательностью, уверенностью в покровительстве, предрасполагался он поклоняться Богу своих покровителей, Богу Триединому. Кто улыбнулся бы при этих словах, тот пускай послушает тунгуса-языч- ника*, принесшего в Православную Церковь богатый дар мягкой рухляди и на вопрос отвечавшего вот что: «Этим я жертвую Богу по моему обещанию за выздоровление брата крещеного, который, на одре смертном, не приняв пособий шаманских, призывал себе на по­ мощь Николая-угодника Божия». Ответ неожиданный, ясный, поучи­ тельный! Тут нечего прибавить, кроме того, что, если бы дело обра­ щения не совершилось, тщетно было бы завоевание края, тщетна торговля со всеми корыстями, тщетны добычи золота, серебра и дра­ гоценных каменьев, добычи, проскользнувшие сквозь пальцы у Кира и Рима; тогда заразительные болезни, опустошавшие и опустошаю­ щие страну, были бы неоплатными бедствиями пред Всевышним Оком. Вот высокая цель, назначенная Сибири преимущественно и окончательно! Не стыдно ли сибирякам-христианам минувших времен, что они попустили исламизму до половины XVIII столетия сманивать бара- бинских татар из заблуждения шаманского в другое? История, за­ мечая эту оплошность косыми буквами, должна ли относить ее к ложному предуверению, что рыболову и зверолову, самоеду или тун­ гусу той же окраины, будто бы трудно быть христианином? Почему же? Если тот или другой способен сделаться поклонником лжи, для чего бы не способен он переделаться в поклонника истины? Разве душевный залог истины тяжелее для бродячего и кочевого, нежели для горожанина, обремененного лишними заботами, лишними увле­ чениями мира? Нет. Пускай те равнодушные, которые в ложном смиренномудрии извиняются превыспренностью путей Провидения, напомнят себе, по крайней мере, исторический путь человеческих обществ, что никакая сила, никакая политика не сдружает и не еди­ нит племен земных, как единоверие. * См. Voyage dans le Nord par le commodore Billings, tom. 1, pag 89. С удовольст­ вием также указывается в Семивском, № 40, из его записок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2