Сибирские огни № 010 - 1990
дважды была изменяема. Сперва, и ненадолго, она проходила чрез Чердынь и Растесной Камень, оттуда на восточной стороне по Лозве, Тавде и Тоболу; после, с 1597 г., переведена посредством расчисток и гатей на Соликамск, Верхотурье и Туринск. От Соликамска к Рос сии было 4 направления. 1- е направление — чрез Верхотурье, Соликамск, Лальск, Устюг, Тотьму, Ярославль и Ростов. 2- е напр.—чрез Верхотурье, Соликамск, Вятку, Яранск, Санчурск, Нижний Новго род и Володимер. 3- е, летнее,— чрез Соликамск, Новоусолье, Ягошиху, Осу, Сарапул на Казань. 4- е, летнее ж,— из Нижнего и Казани Волгою, Камою до Соликамска и оттуда сухопутно на Верхотурье, хотя и установлено правительством не ранее 12 сентября 1682 года (Акт. Арх. Эксп., том IV ); но надобно полагать, что этот путь давно употреблялся купечеством, Строгановыми, воеводами сибирскими, да и само правительство отправило в Тобольск железо Волгою в 1680 г., как видно будет во II периоде. Кроме того, была еще летняя тропа для верховой езды, пролегав шая из Туринска, после и Тюмени, чрез Китайский острог на Уфу, по западной стороне Урала с пересечкою его подле Азовской горы; и по этой тропе происходили пересылки воевод в нужных случаях, особенно в последнюю декаду периода, исключая одного раза, когда в 1594 г. велено было отряду служилых, из 554 чел. состоящему, пробраться в Сибирь от Уфы степью. Отряд сей шел на построение Тары, но начальник его кн. Элецкий, как обязанный в сибирских городах набрать два таких же отряда, следовал большою дорогою. До которых же пор большая чрез Соликамск и Верхотурье доро га продолжалась? До 1763 г., т. е. до упразднения уральских тамо- жень, потому что непроходимые топи и болота, по обеим сторонам этой государственной дороги лежавшие, делали ее безопасною от про воза заповедных или беспошлинных товаров. В правление императ рицы Анны протоптали было неуказную дорогу чрез Екатеринбург и Кунгур, но по недочетам в сборах Верхотурской таможни она строго возбранена в 1739 г. Самовольный проезд чрез Кунгур ввел в ошиб ку Фишера, как можно видеть на 393-й стр. его истории. Рассказав государственную дорогу до Тобольска, можно присо вокупить, что отсюда она шла зимою и летом по Иртышу, Оби, Кети и сухопутно до Енисейска, откуда опять водою по Верхней Тунгуске до Илимска, где дорога делилась на две ветви: к северо-востоку чрез Усть-Кут по Лене до Якутска и далее, а к юго-востоку — по Ангаре, чрез Байкал на Баргузинск и ос. Иргенский до Нерчинска. Вот глав ные пути сообщений в периоде окончиваемом! 8. Слово, сие чудесное дарование Божие, сие музыкальное воз глашение духочеловека, обнаруживающее всю внутреннюю жизнь его, как и безмолвную, но красноречивую жизнь Неба и Земли, выра жается бесчисленными изменениями в одном даже племени, если племя делится временем, местом, категорией быта и иногда клима том, — это слово называется языком. Знать господствующий говор языка — значит знать частицу его, конечно лучшую и любопытней шую, если отсвечивает в ней ум или сердце; но, во всяком случае, нет вечности для наречия, сколь бы ни казалось оно выработанным. Наречие новгородское есть второе дитя славянского языка, если должно признавать наречие южное за первенца. Сколь ни грубо нов городское, но по долговременному и обширному влиянию Новгорода на севере, оно, как неизменный стереотип, везде печатается в раз говоре до Камчатки, до Кадьяка. Сибирский говор есть говор устюж ский, подражатель новгородского. Сибирь обыскана, добыта, населе на, обстроена, образована все устюжанами и их собратией, говорив шею тем же наречием. Устюжане дали нам земледельцев, ямщиков, посадских, соорудили нам храмы и колокольни, завели ярмарки, установили праздники Устюжских Чудотворцев, вошли как хозяева в доверенность у инородцев, скупали у них мягкую рухлядь на та бак, на корольки и топоры, а к нам привозили серебряные кресты,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2