Сибирские огни № 010 - 1990

дважды была изменяема. Сперва, и ненадолго, она проходила чрез Чердынь и Растесной Камень, оттуда на восточной стороне по Лозве, Тавде и Тоболу; после, с 1597 г., переведена посредством расчисток и гатей на Соликамск, Верхотурье и Туринск. От Соликамска к Рос­ сии было 4 направления. 1- е направление — чрез Верхотурье, Соликамск, Лальск, Устюг, Тотьму, Ярославль и Ростов. 2- е напр.—чрез Верхотурье, Соликамск, Вятку, Яранск, Санчурск, Нижний Новго­ род и Володимер. 3- е, летнее,— чрез Соликамск, Новоусолье, Ягошиху, Осу, Сарапул на Казань. 4- е, летнее ж,— из Нижнего и Казани Волгою, Камою до Соликамска и оттуда сухопутно на Верхотурье, хотя и установлено правительством не ранее 12 сентября 1682 года (Акт. Арх. Эксп., том IV ); но надобно полагать, что этот путь давно употреблялся купечеством, Строгановыми, воеводами сибирскими, да и само правительство отправило в Тобольск железо Волгою в 1680 г., как видно будет во II периоде. Кроме того, была еще летняя тропа для верховой езды, пролегав­ шая из Туринска, после и Тюмени, чрез Китайский острог на Уфу, по западной стороне Урала с пересечкою его подле Азовской горы; и по этой тропе происходили пересылки воевод в нужных случаях, особенно в последнюю декаду периода, исключая одного раза, когда в 1594 г. велено было отряду служилых, из 554 чел. состоящему, пробраться в Сибирь от Уфы степью. Отряд сей шел на построение Тары, но начальник его кн. Элецкий, как обязанный в сибирских городах набрать два таких же отряда, следовал большою дорогою. До которых же пор большая чрез Соликамск и Верхотурье доро­ га продолжалась? До 1763 г., т. е. до упразднения уральских тамо- жень, потому что непроходимые топи и болота, по обеим сторонам этой государственной дороги лежавшие, делали ее безопасною от про­ воза заповедных или беспошлинных товаров. В правление императ­ рицы Анны протоптали было неуказную дорогу чрез Екатеринбург и Кунгур, но по недочетам в сборах Верхотурской таможни она строго возбранена в 1739 г. Самовольный проезд чрез Кунгур ввел в ошиб­ ку Фишера, как можно видеть на 393-й стр. его истории. Рассказав государственную дорогу до Тобольска, можно присо­ вокупить, что отсюда она шла зимою и летом по Иртышу, Оби, Кети и сухопутно до Енисейска, откуда опять водою по Верхней Тунгуске до Илимска, где дорога делилась на две ветви: к северо-востоку чрез Усть-Кут по Лене до Якутска и далее, а к юго-востоку — по Ангаре, чрез Байкал на Баргузинск и ос. Иргенский до Нерчинска. Вот глав­ ные пути сообщений в периоде окончиваемом! 8. Слово, сие чудесное дарование Божие, сие музыкальное воз­ глашение духочеловека, обнаруживающее всю внутреннюю жизнь его, как и безмолвную, но красноречивую жизнь Неба и Земли, выра­ жается бесчисленными изменениями в одном даже племени, если племя делится временем, местом, категорией быта и иногда клима­ том, — это слово называется языком. Знать господствующий говор языка — значит знать частицу его, конечно лучшую и любопытней­ шую, если отсвечивает в ней ум или сердце; но, во всяком случае, нет вечности для наречия, сколь бы ни казалось оно выработанным. Наречие новгородское есть второе дитя славянского языка, если должно признавать наречие южное за первенца. Сколь ни грубо нов­ городское, но по долговременному и обширному влиянию Новгорода на севере, оно, как неизменный стереотип, везде печатается в раз­ говоре до Камчатки, до Кадьяка. Сибирский говор есть говор устюж­ ский, подражатель новгородского. Сибирь обыскана, добыта, населе­ на, обстроена, образована все устюжанами и их собратией, говорив­ шею тем же наречием. Устюжане дали нам земледельцев, ямщиков, посадских, соорудили нам храмы и колокольни, завели ярмарки, установили праздники Устюжских Чудотворцев, вошли как хозяева в доверенность у инородцев, скупали у них мягкую рухлядь на та­ бак, на корольки и топоры, а к нам привозили серебряные кресты,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2