Сибирские огни № 010 - 1990

тей? Вопрос сей разрешается силою высочайшего указа, 25 августа 1719 г. последовав­ шего; им велено взять в рекруты 200 ч. из монастырских служек и боярских детей То­ больского архиерейского дома. Вот уравнение, под которое подходят сибирские боярские дети всех начальств! Путь ему назначен через западные области Китая и для поспе- шествования препоручен от воеводства тайше Аблаю, за Иртышом владевшему независимым аймаком, в котором заключались и извест­ ные развалины Аблайкида, издали величающиеся гранитными зуб­ цами прилежащего хребта, — тому Аблаю, который по настоятель­ ной просьбе получил прежде в подарок Ермаковы кольчуги. О развалинах Аблайкида писали Миллер и Паллас, но с большею отчетливостью Г. Спасский в Сибир. Вести. 1818 г. Еще подлежит вопросу: не древнее ли Аблаева вре­ мени эти развалины, может быть только возобновлявшиеся в проезде Байкова? Неверо­ ятно, чтобы при раздоре Аблая с тайшами пострадало капище общего их поколения. Не современны ли они Хубилаю, когда буддизм распространялся по всей Монголии и по­ том был ниспровергнут в течение 200 лет? Байков, испытав много затруднений в дороге, наконец во владе­ ниях китайских потребовал себе и свите содержание и подвод и все то получил не прежде, как по разрешении. Он приехал в Пекин в марте 1656 г., т. е. через год после славного отбоя, Степановым вы­ держанного в Колмарском городке против многочисленного мань- чжу-китайского войска, о чем посланник не имел никакого слуха. Когда потребовали у него именем богдохана Чуньджи привезенных подарков и грамоту, Байков передал первые, но не грамоту, которую- де велено лично поднести богдохану. Был приглашен в коллегию це­ ремоний для научения поклонению, но посланник отказался, оправ­ дываясь тем, что он послан от государя к государю. Министерство, заметив после упорства Степанова другой опыт неуступчивости, от­ казало посланнику в чести представления, возвратив ему и подарки. Байков выехал из Пекина в напутствии двух чиновников, но не­ довольно почетно, как он сам изъяснился в журнале путешествия. Он напечатан в Др. вивлиофике. Можно по сей части читать Миллера в Еж. Соч. Замечательно, что и в первом посланничестве, и в последнем посольстве, также неудач­ ном, Байковы имели свои роли. При графе Головкине Байков был старшим секретарем посольства. Миллер и другие некоторые хвалят твердое поведение Байкова, и мы бы похвалили, если бы дело шло о ничтожном личном point d’honneur; но на Байкове лежал высокий долг начать дружбу поли­ тическую с государством самодовольствующимся, ни в ком не нуж­ дающимся и независимым географически и камерально. Как же можно согласиться бить челом? Так же, как последовавшие за тем посланники вразумели эту необходимость. Пока Россия принадлежа­ ла по своим обычаям к Древнему Миру, разве не любила бить че­ лом? Если справедливость требует, чтобы смотреть на Китай, как на монументальное государство Древнего Мира, на государство, которое властью обычаев неоднократно покоряло духу своих преданий самых свирепых победителей, то для чего бы посланнику, без армии изда­ лека прибывшему, не подчиниться закону земли, исполняемому пер­ выми ея чинами? Изменять тысячелетние обряды принадлежит не временной группе гостей, но собственной мудрости или внешней силе. Тогда дела наши на Амуре могли принять благоприятнейший для Сибири оборот. 3. Одно из последствий русского завладения Сибирью, самое ги­ бельное, как и неотвратимое, было внесение оспы в среду орд, кото­ рые не только по своему неведению, но и по образу житья должны были испытать всю жестокость заразы. Инородцы оставляли юрты; бросали заболевших без призора, почти без жалости, довольствуясь одною детскою хитростью, чтобы при входах юрточных ставить натя­ нутые луки со стрелами для поражения повальной болезни, которую они воображали в виде непримиримого чудовища, или выжигали на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2