Сибирские огни № 009 - 1990

В области формальных достижений мы ничем особенным похвастаться не можем, если отнесем к центру таких своеобразных наших писателей, как Все­ волод Иванов и Сейфуллина. Мой содо­ кладчик — Итин — ничего не сказал о чрезвычайно больших успехах в области формы в центральной части СССР. Хо­ тя в тему моего доклада это не входит, но я не могу умолчать о появлении та­ ких оригинальных писателей, как Ар­ тем Веселый, Исаак Бабель, автор «Па­ дения Дайра» Малашкин (Родов: Ма- лышкин), Малышкин, Малашкин22 у всех в зубах навяз за последнее время, поэтому его и путаешь... Леонид Леонов и Фадеев. Но все же и в Сибири в области фор­ мы большие сдвиги. Если мы сравним работу писателей до революции и пос­ ле нее, то увидим резкую разницу как в содержании, так и в форме. Содержа­ ние стало бесконечно значительнее и ве­ сомее, форма многограннее, сложнее. Ре­ волюция научила нас писать по-новому. Она научала нас оперировать массами, заставила писать по принципу «смеще­ ния планов». Не могу не отметить еще одного наше­ го завоевания на литературном фрон­ те. За годы революции жажда художе­ ственного творчества охватила самые ши­ рокие, самые низовые рабоче-крестьян­ ские массы. В литературу пришла но­ вая категория писателей — «самосочи- нителей» — без школы, без культурных навыков, даже без общего образования, прямо от станка или плуга. И, тем не менее, эти люди с поразительной быс­ тротой двигаются к овладению высочай­ шими и труднейшими позициями худо­ жественной литературы (Коптелов, Му- хачев, Шеренгин, Доронин23, Акимов24, Титов25, Козлов, Семынин26, Ваню- хин27). Наши достижения в области вы­ явления, выдвижения писателя из са­ мой гущи пролетариата и крестьянства вынуждены признать даже эмигранты. В своем сборнике «Вольная Сибирь», вышедшем в 1926 году в Праге, они хо­ тя и через ять, но пишут: «Это явление, пожалуй, новое в си­ бирской литературе. До революции эти низы не были задеты в такой мере жаж­ дой творчества. В самом деле, из еже­ годно присылаемых в редакцию («Сиб. огн.» — В. 3.) 500-600 рукописей — две трети принадлежат «самосочинителям». Я уже говорил, что приход революции знаменует собой быструю смену поэти­ ческих направлений и возникновение ряда писательских организаций, В цент­ ре этих организаций и групп появились буквально десятки. Между ними завя­ зывались часто ожесточенные схватки. Одни группы или организации тянули вправо, другие — влево. Положение было не совсем нормальным. Писатели нередко растрачивали силы в бесплод­ ной групповой борьбе и отвлекались от производственной работы. Но в настоя­ щее время это положение изживается. Организация Федерация советских пи­ сателей положила начало :общей друж­ ной работе наших писателей, .положила начало единому руководству на лите­ ратурном фронте. В Сибири, в виду малой дифферен­ цированности писателей, писательских организаций было две — ВАПП и Си­ бирский союз писателей, С приходом со­ ветской власти ВАПП была организова­ на в Омске, в Новосибирске, в Томске, в Иркутске, в Семипалатинске и других городах Сибири. В центре шла борьба между литературными группами. Здесь было тихо и спокойно — ВАПП была единственной организацией в Сибири, правда, без своего краевого центра. Так продолжалось до тех пор, пока не окреп журнал «Сибирские огни» и не было вы­ явлено творческое лицо писателей в Си­ бири. Когда журнал встал на ноги, тог­ да обнаружилось, что ВАПП объединя­ ет молодежь очень крикливую, но не всегда талантливую, а «Сибирские ог­ ни» объединяют подлинных писателей- производственников, людей, безусловно, даровитых, людей, которые могут дать вещи нужные и грамотные. Как-то так вышло, что все производственно-сильное сгруппировалось вокруг «Сибирских ог­ ней», все наиболее слабое — вокруг ВАППа. (Улыбайтесь, т. Родов, но это так). Исключением была только иркут­ ская организация «ИЛХО», в которой были такие поэты, как Иосиф Уткин и Михаил Скуратов. В дальнейшем вап- повские организации самораспустились, распались, потому что не было сил, не было руководства, вернее, руководство было очень плохим. Ведь всякую пре­ красную идею, в том числе и идею ор­ ганизации пролетарских писателей, мож­ но исковеркать и провалить. Так слу­ чилось с организацией пролетарских пи­ сателей здесь. Эта организация потер­ пела полный крах, может быть, еще и потому, что ее руководители обладали только одним качеством — умением заушать. По словам нашего писателя Каргополова, лошадей можно кормить кнутом, когда нет овса. Но, думаю, что на одном кнуте далеко не уедешь. После распада ВАППа в Сибири неко­ торое время почти не было литгрупп, краевой же писательской организации здесь вообще не было. Первые шаги к ее созданию предприняла инициативная группа писателей, возникшая около жур­ нала «Сибирские огни». Перед инициа­ тивной группой во весь рост стал вопрос — какую же форму организации надо принять. Была предпринята поездка в Москву, чтобы обследовать работу всех писательских организаций, чтобы свя­ заться с ними, учесть их опыт, по­ смотреть платформу каждого объедине­ ния и решить, что делать самим. По­ сле знакомства с московскими органи­ зациями мы пришли к выводу, что ни одна из них нас удовлетворить не мо­ жет, что есть ряд специфических си­ бирских условий — мы должны их учесть и создать свою сибирскую орга­ низацию. Такая организация была соз­ дана в марте 1926 года. Называется она Сибирский союз писателей. Я должен характеризовать эту организацию как организацию левопопутническую. Это признают даже такие строгие'¡ критики; 17,1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2