Сибирские огни № 009 - 1990
В области формальных достижений мы ничем особенным похвастаться не можем, если отнесем к центру таких своеобразных наших писателей, как Все волод Иванов и Сейфуллина. Мой содо кладчик — Итин — ничего не сказал о чрезвычайно больших успехах в области формы в центральной части СССР. Хо тя в тему моего доклада это не входит, но я не могу умолчать о появлении та ких оригинальных писателей, как Ар тем Веселый, Исаак Бабель, автор «Па дения Дайра» Малашкин (Родов: Ма- лышкин), Малышкин, Малашкин22 у всех в зубах навяз за последнее время, поэтому его и путаешь... Леонид Леонов и Фадеев. Но все же и в Сибири в области фор мы большие сдвиги. Если мы сравним работу писателей до революции и пос ле нее, то увидим резкую разницу как в содержании, так и в форме. Содержа ние стало бесконечно значительнее и ве сомее, форма многограннее, сложнее. Ре волюция научила нас писать по-новому. Она научала нас оперировать массами, заставила писать по принципу «смеще ния планов». Не могу не отметить еще одного наше го завоевания на литературном фрон те. За годы революции жажда художе ственного творчества охватила самые ши рокие, самые низовые рабоче-крестьян ские массы. В литературу пришла но вая категория писателей — «самосочи- нителей» — без школы, без культурных навыков, даже без общего образования, прямо от станка или плуга. И, тем не менее, эти люди с поразительной быс тротой двигаются к овладению высочай шими и труднейшими позициями худо жественной литературы (Коптелов, Му- хачев, Шеренгин, Доронин23, Акимов24, Титов25, Козлов, Семынин26, Ваню- хин27). Наши достижения в области вы явления, выдвижения писателя из са мой гущи пролетариата и крестьянства вынуждены признать даже эмигранты. В своем сборнике «Вольная Сибирь», вышедшем в 1926 году в Праге, они хо тя и через ять, но пишут: «Это явление, пожалуй, новое в си бирской литературе. До революции эти низы не были задеты в такой мере жаж дой творчества. В самом деле, из еже годно присылаемых в редакцию («Сиб. огн.» — В. 3.) 500-600 рукописей — две трети принадлежат «самосочинителям». Я уже говорил, что приход революции знаменует собой быструю смену поэти ческих направлений и возникновение ряда писательских организаций, В цент ре этих организаций и групп появились буквально десятки. Между ними завя зывались часто ожесточенные схватки. Одни группы или организации тянули вправо, другие — влево. Положение было не совсем нормальным. Писатели нередко растрачивали силы в бесплод ной групповой борьбе и отвлекались от производственной работы. Но в настоя щее время это положение изживается. Организация Федерация советских пи сателей положила начало :общей друж ной работе наших писателей, .положила начало единому руководству на лите ратурном фронте. В Сибири, в виду малой дифферен цированности писателей, писательских организаций было две — ВАПП и Си бирский союз писателей, С приходом со ветской власти ВАПП была организова на в Омске, в Новосибирске, в Томске, в Иркутске, в Семипалатинске и других городах Сибири. В центре шла борьба между литературными группами. Здесь было тихо и спокойно — ВАПП была единственной организацией в Сибири, правда, без своего краевого центра. Так продолжалось до тех пор, пока не окреп журнал «Сибирские огни» и не было вы явлено творческое лицо писателей в Си бири. Когда журнал встал на ноги, тог да обнаружилось, что ВАПП объединя ет молодежь очень крикливую, но не всегда талантливую, а «Сибирские ог ни» объединяют подлинных писателей- производственников, людей, безусловно, даровитых, людей, которые могут дать вещи нужные и грамотные. Как-то так вышло, что все производственно-сильное сгруппировалось вокруг «Сибирских ог ней», все наиболее слабое — вокруг ВАППа. (Улыбайтесь, т. Родов, но это так). Исключением была только иркут ская организация «ИЛХО», в которой были такие поэты, как Иосиф Уткин и Михаил Скуратов. В дальнейшем вап- повские организации самораспустились, распались, потому что не было сил, не было руководства, вернее, руководство было очень плохим. Ведь всякую пре красную идею, в том числе и идею ор ганизации пролетарских писателей, мож но исковеркать и провалить. Так слу чилось с организацией пролетарских пи сателей здесь. Эта организация потер пела полный крах, может быть, еще и потому, что ее руководители обладали только одним качеством — умением заушать. По словам нашего писателя Каргополова, лошадей можно кормить кнутом, когда нет овса. Но, думаю, что на одном кнуте далеко не уедешь. После распада ВАППа в Сибири неко торое время почти не было литгрупп, краевой же писательской организации здесь вообще не было. Первые шаги к ее созданию предприняла инициативная группа писателей, возникшая около жур нала «Сибирские огни». Перед инициа тивной группой во весь рост стал вопрос — какую же форму организации надо принять. Была предпринята поездка в Москву, чтобы обследовать работу всех писательских организаций, чтобы свя заться с ними, учесть их опыт, по смотреть платформу каждого объедине ния и решить, что делать самим. По сле знакомства с московскими органи зациями мы пришли к выводу, что ни одна из них нас удовлетворить не мо жет, что есть ряд специфических си бирских условий — мы должны их учесть и создать свою сибирскую орга низацию. Такая организация была соз дана в марте 1926 года. Называется она Сибирский союз писателей. Я должен характеризовать эту организацию как организацию левопопутническую. Это признают даже такие строгие'¡ критики; 17,1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2