Сибирские огни № 009 - 1990

политической, о гражданской войне, а не о борьбе поэтических направлений. Но обо всем этом мы уже достаточно говорили и на нашем съезде, и в ряде докладов. Повторяться мне не хочется, поэтому я намечу только основные вехи. Если после Февральской революции за­ мечается известное оживление в рядах писателей Сибири, то с приходом белых это оживление замирает, затормажива­ ется. Поэт и писатель с трудом пробива­ лись к своему читателю («Сибирские записки» и «Сибирский рассвет», как я уже говорил, имели очень незначитель­ ный тираж). В группах писатели читали свои вещи в узком кругу, задыхаясь без свежего воздуха внимания широких читательских масс. Только Октябрьская революция, только второй приход со­ ветской власти дал возможность сразу организоваться ряду журналов, дал воз­ можность выявиться и высказаться де­ сяткам писателей. Тот же поэт А. Оле- нич-Гнененко, после выхода из колча­ ковской тюрьмы, становится одним из редакторов журнала «Искусство»18, од­ ним из инициаторов его создания. Сор­ ван замок с белогвардейского застенка, враги разбиты, винтовка откладывается, берется в руки перо. Писатели и поэты, которые считали себя связанными с Ок­ тябрем, с приходом советской власти на­ чинают свою работу. Около «Искусства» начинают объединяться как старые, так и молодые писатели. «Искусство» просу­ ществовало недолго. Просуществовал недолго и ряд журналов, «вспыхнув­ ших» почти одновременно с «Искусст­ вом» или несколько позже его. Я гово­ рю «вспыхнувших» потому, что тут были «Таежные зори»19. «Таежные огоньки»20. Только одному журналу — «Сибирским огням» — суждено было гореть, разгораться и светить ровным светом до настоящего дня. Один «тол­ стый» журнал на всю Сибирь — таковы реальные возможности. Это очень не­ малые возможности, если мы вспомним, сколько «толстых» журналов выходит в центральной части СССР, и если мы сравним плотность населения в Сибири с плотностью населения в остальной части союзных республик. Вокруг «Сибирских огней» начинается настоящее собирание творческих писа­ тельских сил. Правда, из Сибири уходит Всеволод Иванов. Он связан был уже давно с Питером, с М. Горьким. Но все остальные, наиболее крупные, писатели Сибири пришли в литературу через «Си­ бирские огни» — Сейфуллина, Карава­ ева, Уткин, Скуратов и др., пользую­ щиеся сейчас значительной извест­ ностью во всем СССР, а некоторые из них и за его пределами. Значительная часть таких «стариков», как Ис. Гольдберг, А. Сорокин, П. Драверт, Г. Вяткин, П. Ка­ занский и др., вернулись к жизни через тот же журнал. «Сибирские огни» сде­ лались центром, который объединял и объединяет все живые писательские си­ лы Сибири. Я не буду касаться твор­ чества писателей, работавших и работа­ ющих в «Сибирских огнях», — я это делал в прошлом своем докладе. Сейчас надо говорить о материальном и пра­ вовом положении писателя, о наших из­ дательских возможностях, о наших формальных достижениях и о формах писательской организации. До революции мы имели совершенно определенную картину — прозябание писателя, ничтожность гонораров, нич­ тожность тиража художественной ли­ тературы, неустойчивость, недолговеч­ ность литературно-художественных жур­ налов. После революции положение рез­ ко меняется — прочный тираж, проч­ ный кадр читателей, вполне удов­ летворительный гонорар и журнал, который выходит без перебоев уже шесть лет. Материальное положение писателя здесь, а особенно в цент­ ре, надо считать достаточно крепким. Правда, есть среди писателей люди, ко­ торые живут плохо. Но нельзя же ли­ тературу обращать в собес и давать вы­ сокие гонорары тем, кто этого не заслу­ живает. Большинство писателей-произ. водственников обеспечено, стоит на та­ ком основательном материальном фун­ даменте, как издание полного собрания сочинений. Некоторые из наших попут­ чиков в центре нашли, что одного фун­ дамента, хотя бы и в несколько десят­ ков тысяч рублей, мало, что нужен не только фундамент, но и собственный дом. Таким образом, к десятой годовщи­ не Октября несколько попутчиков стали уже домовладельцами. В центре создан литфонд, отпущены средства на создание издательства при ФСП21, писатели приравнены в правах к рабочим и служащим, В центре писа­ тельские организации располагают спе­ циальными домами для своих заседаний и читок. Ни в одной стране в мире пи­ сатели не пользуются таким вниманием и заботливостью правительства, как у нас в СССР. Короче говоря, советские писатели в массе вступили в 11-ю го­ довщину Октября с тугим кошельком и хорошими настроениями. Соответствую­ щее настроение часто создается ко­ шельком у тех, у кого другие установки не всегда устойчивы. Но левая часть пи­ сателей, особенно пролетарские писатели, живущие несравненно беднее правых своих собратьев по перу, вступают во второе десятилетие пролетарской дикта­ туры с величайшей радостью и бод­ ростью, так как они отлично понима­ ют, что их существование и всяческое материальное благополучие неразрывно связано с существованием и материаль­ ным благополучием первой в мире Рес­ публики Советов. Только что вышедшая однодневная октябрьская газета ФСП — тому яркое доказательство. Мы в Сибири считаем, что издатель­ ские и материальные наши возможности при советской власти безграничны по сравнению с довоенным временем и что ни один писатель не может пожало­ ваться, что его не издают, его вещи не печатаются. Наоборот, здесь писатель­ ская продукция недостаточно велика, во всяком случае, она целиком поглощает­ ся Сибирским краевым издательством и литературными страницами всех на­ ших газет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2