Сибирские огни № 009 - 1990
политической, о гражданской войне, а не о борьбе поэтических направлений. Но обо всем этом мы уже достаточно говорили и на нашем съезде, и в ряде докладов. Повторяться мне не хочется, поэтому я намечу только основные вехи. Если после Февральской революции за мечается известное оживление в рядах писателей Сибири, то с приходом белых это оживление замирает, затормажива ется. Поэт и писатель с трудом пробива лись к своему читателю («Сибирские записки» и «Сибирский рассвет», как я уже говорил, имели очень незначитель ный тираж). В группах писатели читали свои вещи в узком кругу, задыхаясь без свежего воздуха внимания широких читательских масс. Только Октябрьская революция, только второй приход со ветской власти дал возможность сразу организоваться ряду журналов, дал воз можность выявиться и высказаться де сяткам писателей. Тот же поэт А. Оле- нич-Гнененко, после выхода из колча ковской тюрьмы, становится одним из редакторов журнала «Искусство»18, од ним из инициаторов его создания. Сор ван замок с белогвардейского застенка, враги разбиты, винтовка откладывается, берется в руки перо. Писатели и поэты, которые считали себя связанными с Ок тябрем, с приходом советской власти на чинают свою работу. Около «Искусства» начинают объединяться как старые, так и молодые писатели. «Искусство» просу ществовало недолго. Просуществовал недолго и ряд журналов, «вспыхнув ших» почти одновременно с «Искусст вом» или несколько позже его. Я гово рю «вспыхнувших» потому, что тут были «Таежные зори»19. «Таежные огоньки»20. Только одному журналу — «Сибирским огням» — суждено было гореть, разгораться и светить ровным светом до настоящего дня. Один «тол стый» журнал на всю Сибирь — таковы реальные возможности. Это очень не малые возможности, если мы вспомним, сколько «толстых» журналов выходит в центральной части СССР, и если мы сравним плотность населения в Сибири с плотностью населения в остальной части союзных республик. Вокруг «Сибирских огней» начинается настоящее собирание творческих писа тельских сил. Правда, из Сибири уходит Всеволод Иванов. Он связан был уже давно с Питером, с М. Горьким. Но все остальные, наиболее крупные, писатели Сибири пришли в литературу через «Си бирские огни» — Сейфуллина, Карава ева, Уткин, Скуратов и др., пользую щиеся сейчас значительной извест ностью во всем СССР, а некоторые из них и за его пределами. Значительная часть таких «стариков», как Ис. Гольдберг, А. Сорокин, П. Драверт, Г. Вяткин, П. Ка занский и др., вернулись к жизни через тот же журнал. «Сибирские огни» сде лались центром, который объединял и объединяет все живые писательские си лы Сибири. Я не буду касаться твор чества писателей, работавших и работа ющих в «Сибирских огнях», — я это делал в прошлом своем докладе. Сейчас надо говорить о материальном и пра вовом положении писателя, о наших из дательских возможностях, о наших формальных достижениях и о формах писательской организации. До революции мы имели совершенно определенную картину — прозябание писателя, ничтожность гонораров, нич тожность тиража художественной ли тературы, неустойчивость, недолговеч ность литературно-художественных жур налов. После революции положение рез ко меняется — прочный тираж, проч ный кадр читателей, вполне удов летворительный гонорар и журнал, который выходит без перебоев уже шесть лет. Материальное положение писателя здесь, а особенно в цент ре, надо считать достаточно крепким. Правда, есть среди писателей люди, ко торые живут плохо. Но нельзя же ли тературу обращать в собес и давать вы сокие гонорары тем, кто этого не заслу живает. Большинство писателей-произ. водственников обеспечено, стоит на та ком основательном материальном фун даменте, как издание полного собрания сочинений. Некоторые из наших попут чиков в центре нашли, что одного фун дамента, хотя бы и в несколько десят ков тысяч рублей, мало, что нужен не только фундамент, но и собственный дом. Таким образом, к десятой годовщи не Октября несколько попутчиков стали уже домовладельцами. В центре создан литфонд, отпущены средства на создание издательства при ФСП21, писатели приравнены в правах к рабочим и служащим, В центре писа тельские организации располагают спе циальными домами для своих заседаний и читок. Ни в одной стране в мире пи сатели не пользуются таким вниманием и заботливостью правительства, как у нас в СССР. Короче говоря, советские писатели в массе вступили в 11-ю го довщину Октября с тугим кошельком и хорошими настроениями. Соответствую щее настроение часто создается ко шельком у тех, у кого другие установки не всегда устойчивы. Но левая часть пи сателей, особенно пролетарские писатели, живущие несравненно беднее правых своих собратьев по перу, вступают во второе десятилетие пролетарской дикта туры с величайшей радостью и бод ростью, так как они отлично понима ют, что их существование и всяческое материальное благополучие неразрывно связано с существованием и материаль ным благополучием первой в мире Рес публики Советов. Только что вышедшая однодневная октябрьская газета ФСП — тому яркое доказательство. Мы в Сибири считаем, что издатель ские и материальные наши возможности при советской власти безграничны по сравнению с довоенным временем и что ни один писатель не может пожало ваться, что его не издают, его вещи не печатаются. Наоборот, здесь писатель ская продукция недостаточно велика, во всяком случае, она целиком поглощает ся Сибирским краевым издательством и литературными страницами всех на ших газет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2