Сибирские огни № 009 - 1990
Крестьянке он пеняет, Почтенье что к нему она не сохраняет. И имя барское что всуе призывает^. А та себя пред ним вот этак извиняет: — Родимый мой. Прости ты глупости моей! У нас издавна так. ребят как унимаем, То милостью твоей иль волком их пужаем. Сибирская литература до самой рево люции, до второго прихода советской власти сохранила свое демократическое и крестьянское лицо. Конечно, двух-трех писателей с верноподданническими чувствами или двух-трех поэтов времен Колчака я в расчет не беру. Мы говорим об общем русле сибирской литературы. Стоит вспомнить таких писателей, как Наумов3, в настоящее время переиздан ный Москвой, как это утверждение бу дет неоспоримым. В глухой безлюдной Сибири журнал не смог выжить, и через два года «Ир тыш» превратился в «Ипокрену». Пер вый сибирский журнал, выходивший в количестве трехсот экземпляров, погиб, потому что была закрыта единственная в Сибири вольная типография и истощи лись средства на его издание. Подпис чики были тогда не менее «аккуратны», чем теперь — не платили за «Иртыш» так же, как и за «Сибирские огни». Например, с действительного статского советника Качки (к слову — воскрешен ного Анной Караваевой в ее романе «Зо лотой клюв») и епископа Варлаама дол ги взыскивались в течение 22 лет. Сна чала взыскивали с них, а потом с их на следников (смех). Ничтожный, в сущ ности, тираж «Иртыша» не разошелся, и оставшиеся номера его в «отвращении гибели от мышеядия» переплели и долго потом выдавали в награду за хорошие успехи ученикам тобольского народного училища. После закрытия «Иртыша» Сибирь десятки лет жила без своего журнала. Но все же первый журнал не стал последним. До революции в Сибири возник ряд журналов и альманахов («Си бирский наблюдатель»4, «Сибирские за писки»5, «Сибирский рассвет»6, «Сибир ский студент»7, «Багульник»8, «Первый литературный сборник сибиряков»9, «Енисейский альманах»10, и др.). Я не буду затруднять вашего внимания пере числением всех их и подробным раз бором каждого из них, скажу только, что за 130 дореволюционных лет в Си бири возникло всего только десять с чем-то журналов и альманахов. Я гово рю это на основании того словника, ко торый представил в редакцию Сибирской Советской Энциклопедии проф. М, К. Азадовский11. Он не нашел воз можным включить в словник больше де сяти сборников и журналов на протя жении ста с лишним лет. Как видите, картина не особенно радостная. К тому же тираж каждого из этих журналов и сборников был ничтожен, и каждый из них выходил очень недолго. Художественная литература частными издателями, как правило, не издавалась. Частные издатели считали зазорным ставить свою фамилию на книге беллет риста или поэта. Процветало меценат ство. П. И. Макушин12, например, давал деньги беллетристу или поэту на изда ние книги, но сам издавать отказывал ся. Литература прозябала и питалась крохами, падающими со стола мецената. За пятнадцать лет издательской де ятельности Макушин издал сорок на званий. Среди них не было ни од ной книги художественной литерату ры, тогда как Сибкрайиздат за пять лет издал двести названий и среди них де сятки сборников стихов и рассказов. Как же обстояло дело в дореволюцион ное время с писательскими организа циями? Таковых дореволюционное вре мя не знало. Были «среды», «пятницы», «субботы», собирались близкие знако мые вокруг Г. Н. Потанина13, вокруг ка кой-нибудь газеты, но ясно оформлен ной организации не было. Были «чаи», были «знакомые», но организации не было. Писатели были распылены, связь налаживали друг с другом только пе репиской. В нашей книжке «Художест венная литература в Сибири», издан ной Сибирским союзом писателей и очень скоропалительно отнесенной к разряду халтурных нашей уважаемей краевой газетой, есть сведения о том, что раньше писатели связывались друг с другом с большим трудом, что дого вариваться нужно было на большом расстоянии, что встречи были случайны. Поговорить о любимом деле, наметить общие пути было очень трудно. Тем не менее в Сибири нарождалась своя об щественность, развивалась своя интел лигенция, рост которой шел параллель но нарастанию тех сил, которые в 1917 году решили судьбу России и Сибири. Сибирь стала перед лицом Февральской революции. Силы, скованные старым строем, немедленно нашли выход, и пи сатели Сибири приступили к созданию ряда своих организаций. Возникли пи сательские организации в Барнауле, в Иркутске, во Владивостоке, в Чите и т. д., но все они возникали по содруже ству, по знакомству, а не по поэтическим или идеологическим признакам. Борь бы поэтических направлений в Си бири не было. Все эти направления с большим опозданием докатывались из России. Смена поэтических направлений проходила в России с начала столетия очень бурно, но Сибирь жила несколько иным темпом. Через Уральские горы все это докатывалось с большим опозданием и вялостью. Максимальное развитие борьбы поэтических направлений, ко торое относится к 18 — 19 годам, через фронты гражданской войны почти не дошло до Сибири. Хотя некоторые не громкие отзвуки происходящего в цент ре были и здесь. Были имажинисты в Омске (Игорь Славнин14), футуристы на Дальнем Востоке. Серьезно, как о груп пе с направлением, можно говорить толь ко о футуристах на Д. В. (Чужак15, Асе ев, Третьяков, Д. Бурлюк16). В основной же своей массе писатели в Сибири дра лись с оружием в руках не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Скажем, поэт Ю. Сопов17 стоял с винтовкой на той стороне — с белыми, а поэт А. Оле- нич-Гнененко — стоял с винтовкой в нашем красном лагере. Так что здесь шел вопрос о борьбе классов, о ;борьбе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2