Сибирские огни № 009 - 1990

пряженный характер. А. Смердов под­ черкивает в письме: «Впервые за 30 с лишним лет пребывания в партии и ра­ боты в литературе мне довелось ус­ лышать такое предупреждение, если не угрозу — «выложить партбилет», что Вы затем повторили уже и при своих работниках...» Смердову в этой обста­ новке, конечно же, сразу вспомнились (не могли не вспомниться!) 30-е годы, когда против него уже предпринима­ лись резкие, «хирургические» меры воз­ действия. Он повел себя осмотритель­ но. Ибо предполагал о возможных по­ следствиях: «Вот уж после этого разго­ вора я отчетливо понял, что настрое­ ния в отношении меня и моей работы куда более серьезны и остры, чем я предполагал прежде. Это убийственное для немолодого коммуниста и человека впечатление от «предупреждения» Ва­ шего не оставляет меня и по сей день. И потому меня не удивило, а заставило очень насторожиться и встревожиться, когда начали доноситься слухи о гото­ вящемся в отношении журнала и пос­ ледних публикаций (Шукшина, Кон- стантиновского и др.) «серьезном разго­ воре в обкоме...» Однако и в этой напряженной обста­ новке Александр Иванович Смердов на­ ходил в себе силы, чтобы отстаивать и защищать позиции журнала, право на самостоятельность взглядов. В конце концов каждый художник, как и каждый вообще человек, рано или поздно оказывается перед необходи­ мостью отвечать на вопросы о смысле жизни, о вечности. Художник на них отвечает в своих произведениях. Есть ли такие произведения у Смердова? Ко­ нечно! Об этом он размышляет в поэ­ ме «Пушкинские горы». Но к этим же мучительным вопросам он возвращается опять и опять в одном из своих послед­ них произведений «Наедине с «Олим­ пией» и собой...» (Подступ к новой по­ эме), которое впервые печатается в этом номере журнала. Так получилось, что какое-то время работа над этим про­ изведением проходила на моих глазах, и я видел, как оно изменялось, стано­ вилось откровеннее и жестче. Поэт искал в себе силы, чтобы написать но­ вую поэму. Какой она могла стать, его «Олимпия...»? Конечно, его творчество несет на се­ бе издержки времени, того тоталитарно­ го режима, деятельной частью которого, как и многие, вольно или невольно, был и сам поэт. Но, по моему мнению, при всех перипетиях судьбы, Александру Ивановичу Смердову до конца дней уда­ лось сохранить в себе дух человечности и того юношеского романтизма, кото­ рым он начал жить еще в «утопавшем в неубродной грязевой хляби» Каргате. Смердов сберег этот дух, через какие бы воронки водоворотов нашего труд­ ного времени поэту ни доводилось про­ ходить. Он живет в книгах поэта. Александр СМЕРДОВ НАЕДИНЕ С «ОЛИМПИЕЙ» И СОБОЙ Подступ к новой поэме -0НТСЮ1 -В Н сШО! Что ж, настанет час, когда меня вперед стопами Вынесут из дома; на чело падет покоя вечного печать. Вот и начинаю думать: а чего бы о себе на память, Родичи, друзья, собратья, вам, как говорится, напоследок завещать!! Сразу же прошу понять: не намекаю, не предвижу Ни заказ на бронзу или мрамор, на литое ль изваянье иль портрет; Знаете, что у меня и за душою, кроме собственного сочиненья книжек. Ни сберкнижки, с суммой шестизначной, ни недвижимости разной — нет. Тут вот и припомнилось, как вдревле предки наши, С почестью и скорбью, на родной земле своих усопших хороня, — Вместе с витязем, на ратном поле павшим — Захоранивали меч булатный л к«; и его походного коня... тедЭокдп нте эж яннэш ямкяои мкьэш ОТ .«ХКЯЭ'ГЭЯ N «хзлндквдт 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2