Сибирские огни № 009 - 1990

не знал, были особенно дороги Алек, сандру Ивановичу Смердову. Рефреном через всю поэму «Пушкин­ ские горы» проходят строки из стихов Пушкина, введенные в поэму очень ор­ ганично. Это придает произведению осо­ бую поэтическую высоту, неувядаемость. Заканчивается поэма Смердова «Пуш­ кинские горы» крылатыми пушкински­ ми словами из послания «К Чаадаеву»: Мой друг, отчизне посвятим Д уш и прекрасн ы е поры вы! На мой взгляд, поэма «Пушкинские горы» в творчестве Смердова является той высотой, на которую он все время впоследствии глядел снизу вверх, так же, как, скажем, все время глядел сни­ зу вверх П. Ершов на собственного «Конька-Горбунка», хотя и впрах раз­ руганного Белинским. Недооценка поэ­ мы в свое время критикой, обществен­ ностью в значительной степени, это мое мнение, помешала дальнейшему разви­ тию таланта А. Смердова, приглушила звучание его лиры. Да и написание «Пушкинских гор» потребовало от поэта большого вдохновения, поистине сверх­ усилий, которые у человека возникают все-таки нечасто. Стих в этом произве­ дении Смердова отличается такой сво­ бодой, эмоционально-ритмической рас­ крепощенностью и разнообразием, ка­ ких поэт в других произведениях не достигал. Поэма в дальнейшем всегда для него была не только поэтическим, но и нравственным ориентиром, от ко­ торого он не мог позволить себе откло­ няться, когда ему приходилось прини­ мать те или иные решения, совершать те или иные поступки. Подвиг героев- сибиряков, высокая поэзия Пушкина органично вошли в замечательную по­ эму А. Смердова «Пушкинские горы». Уже в мирные дни поэт не раз ездил на Всесоюзные дни пушкинской поэзии в Михайловское, переписывался с Се­ меном Степановичем Гейченко, получал от него книги. Во многом именно благо­ даря поэме «Пушкинские горы» творче­ ство А. И. Смердова стало заметным явлением в русской поэзии послевоен­ ного времени. В статьях о поэзии, о творчестве по- этов-сибиряков, А. Смердов всегда вы­ ходил за рамки Сибири, смотрел на творчество своих товарищей с общерос­ сийских позиций, выступал против по­ нятий поэзии областной, провинциаль­ ной. В этом отношении характерна его статья о творчестве Ильи Мухачева «На высокогорном пути», в которой А. Смер­ дов взгляды на развитие поэзии в Сиби­ ри сформулировал наиболее разверну­ то, подробно. И хотя она была написана в самом начале 60-х годов, мысли и наблюдения, высказанные в ней, не ус­ тарели, а проблемы, о которых говорил тогда Смердов, к сожалению, не исчез­ ли. Разве сегодня мы по-прежнему с горечью не говорим о том, что «в отно­ шении поэзии и поэтов... деление на «со­ ветских», то есть «всесоюзных», «цен­ тральных», и — «периферийных», «мест­ ных» — новосибирских, челябинских, воронежских и т. д. все еще продолжа­ ет иметь место, во всяком случае в ли­ тературной критике...?» Вопрос этот се­ годня, может быть, даже еще больше усугубился в сравнении с началом 60-х годов. Очень тонкие и точные наблю­ дения о стихах Елизаветы Стюарт А. Смердов высказал в статье «Автогра­ фы поэта». Он написал также обстоя­ тельную статью о творчестве поэта-ке- меровчанина Евг. Буравлева «Взятая высота», заметки о творчестве других сибирских не только поэтов, но и про­ заиков, скажем, о творчестве прозаиков Г. Федосеева, К. Урманова, А. Волоши­ на и др. Смердов многое сделал для то­ го, чтобы в начале 60-х годов в Новоси­ бирске начала выходить серия «Библио­ тека сибирской поэзии» — она вобрала в себя все лучшее, что создали поэты-си­ биряки.^ Однако существенный недоста­ ток этой серии, на мой взгляд, об этом я говорил Александру Ивановичу, за­ ключается в том, что она не вобрала в себя творчество поэтов.сибиряков до­ революционного времени и таким обра­ зом в немалой степени обеднила себя. Александр Иванович Смердов большое значение в собственной творческой биог­ рафии придавал тому времени, когда он работал главным редактором журна­ ла «Сибирские огни» (1964—1975). В те годы читатели сибирского журнала поз­ накомились на его страницах с произ­ ведениями Виктора Астафьева и Васи­ лия Шукшина, Валентина Распутина и Владимира Крупина, Владимира Са­ пожникова и Николая Самохина, с твор­ чеством поэтов Елизаветы Стюарт, Алек­ сандра Плитченко, Василия Казанцева, Виктора Баянова, Нины Греховой и других. Работа в журнале требовала от глав­ ного редактора большой творческой сос­ редоточенности. Однако обстановка подчас складывалась таким образом, что иногда он оказывался примерно в тех же ситуациях, в которых он порой бывал еще в далекие 30-е годы, только- только начиная свой литературный путь. У меня нет никакого намерения делать произвольные сравнения, драма­ тизировать искусственно судьбу писате­ ля.^ Но я читаю письмо, написанное ру­ кой Александра Ивановича Смердова 29 сентября 1971 года и адресованное од­ ному из весьма и весьма ответственных работников Новосибирского обкома пар­ тии. Приведу несколько строк из этого письма. Смердов, в частности, пишет: «Знаю, что рискую сильно усугубить, осложнить свое положение, но не могу как коммунист и литератор не выска­ зать все, что думаю и знаю о Вас, с чем не хочу мириться, потому что это каса­ ется уже не лично Вас, а дела, работы, отношения к людям, которыми Вам до­ верила партия руководить». В письме идет речь о ситуации вокруг журнала «Сибирские огни», о взаимоотношениях между позицией, обкома партии и пози- ЦЩЙх.Г-гавного редактора. Взаимоотно­ шения же эти приобретали очень на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2