Сибирские огни № 009 - 1990
не знал, были особенно дороги Алек, сандру Ивановичу Смердову. Рефреном через всю поэму «Пушкин ские горы» проходят строки из стихов Пушкина, введенные в поэму очень ор ганично. Это придает произведению осо бую поэтическую высоту, неувядаемость. Заканчивается поэма Смердова «Пуш кинские горы» крылатыми пушкински ми словами из послания «К Чаадаеву»: Мой друг, отчизне посвятим Д уш и прекрасн ы е поры вы! На мой взгляд, поэма «Пушкинские горы» в творчестве Смердова является той высотой, на которую он все время впоследствии глядел снизу вверх, так же, как, скажем, все время глядел сни зу вверх П. Ершов на собственного «Конька-Горбунка», хотя и впрах раз руганного Белинским. Недооценка поэ мы в свое время критикой, обществен ностью в значительной степени, это мое мнение, помешала дальнейшему разви тию таланта А. Смердова, приглушила звучание его лиры. Да и написание «Пушкинских гор» потребовало от поэта большого вдохновения, поистине сверх усилий, которые у человека возникают все-таки нечасто. Стих в этом произве дении Смердова отличается такой сво бодой, эмоционально-ритмической рас крепощенностью и разнообразием, ка ких поэт в других произведениях не достигал. Поэма в дальнейшем всегда для него была не только поэтическим, но и нравственным ориентиром, от ко торого он не мог позволить себе откло няться, когда ему приходилось прини мать те или иные решения, совершать те или иные поступки. Подвиг героев- сибиряков, высокая поэзия Пушкина органично вошли в замечательную по эму А. Смердова «Пушкинские горы». Уже в мирные дни поэт не раз ездил на Всесоюзные дни пушкинской поэзии в Михайловское, переписывался с Се меном Степановичем Гейченко, получал от него книги. Во многом именно благо даря поэме «Пушкинские горы» творче ство А. И. Смердова стало заметным явлением в русской поэзии послевоен ного времени. В статьях о поэзии, о творчестве по- этов-сибиряков, А. Смердов всегда вы ходил за рамки Сибири, смотрел на творчество своих товарищей с общерос сийских позиций, выступал против по нятий поэзии областной, провинциаль ной. В этом отношении характерна его статья о творчестве Ильи Мухачева «На высокогорном пути», в которой А. Смер дов взгляды на развитие поэзии в Сиби ри сформулировал наиболее разверну то, подробно. И хотя она была написана в самом начале 60-х годов, мысли и наблюдения, высказанные в ней, не ус тарели, а проблемы, о которых говорил тогда Смердов, к сожалению, не исчез ли. Разве сегодня мы по-прежнему с горечью не говорим о том, что «в отно шении поэзии и поэтов... деление на «со ветских», то есть «всесоюзных», «цен тральных», и — «периферийных», «мест ных» — новосибирских, челябинских, воронежских и т. д. все еще продолжа ет иметь место, во всяком случае в ли тературной критике...?» Вопрос этот се годня, может быть, даже еще больше усугубился в сравнении с началом 60-х годов. Очень тонкие и точные наблю дения о стихах Елизаветы Стюарт А. Смердов высказал в статье «Автогра фы поэта». Он написал также обстоя тельную статью о творчестве поэта-ке- меровчанина Евг. Буравлева «Взятая высота», заметки о творчестве других сибирских не только поэтов, но и про заиков, скажем, о творчестве прозаиков Г. Федосеева, К. Урманова, А. Волоши на и др. Смердов многое сделал для то го, чтобы в начале 60-х годов в Новоси бирске начала выходить серия «Библио тека сибирской поэзии» — она вобрала в себя все лучшее, что создали поэты-си биряки.^ Однако существенный недоста ток этой серии, на мой взгляд, об этом я говорил Александру Ивановичу, за ключается в том, что она не вобрала в себя творчество поэтов.сибиряков до революционного времени и таким обра зом в немалой степени обеднила себя. Александр Иванович Смердов большое значение в собственной творческой биог рафии придавал тому времени, когда он работал главным редактором журна ла «Сибирские огни» (1964—1975). В те годы читатели сибирского журнала поз накомились на его страницах с произ ведениями Виктора Астафьева и Васи лия Шукшина, Валентина Распутина и Владимира Крупина, Владимира Са пожникова и Николая Самохина, с твор чеством поэтов Елизаветы Стюарт, Алек сандра Плитченко, Василия Казанцева, Виктора Баянова, Нины Греховой и других. Работа в журнале требовала от глав ного редактора большой творческой сос редоточенности. Однако обстановка подчас складывалась таким образом, что иногда он оказывался примерно в тех же ситуациях, в которых он порой бывал еще в далекие 30-е годы, только- только начиная свой литературный путь. У меня нет никакого намерения делать произвольные сравнения, драма тизировать искусственно судьбу писате ля.^ Но я читаю письмо, написанное ру кой Александра Ивановича Смердова 29 сентября 1971 года и адресованное од ному из весьма и весьма ответственных работников Новосибирского обкома пар тии. Приведу несколько строк из этого письма. Смердов, в частности, пишет: «Знаю, что рискую сильно усугубить, осложнить свое положение, но не могу как коммунист и литератор не выска зать все, что думаю и знаю о Вас, с чем не хочу мириться, потому что это каса ется уже не лично Вас, а дела, работы, отношения к людям, которыми Вам до верила партия руководить». В письме идет речь о ситуации вокруг журнала «Сибирские огни», о взаимоотношениях между позицией, обкома партии и пози- ЦЩЙх.Г-гавного редактора. Взаимоотно шения же эти приобретали очень на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2