Сибирские огни № 009 - 1990
нинским отзывом о ней, взятым из только что вышедшего тома «Энцикло педического словаря» Гранат. Эта за метка была расценена как «сознатель ное протаскивание троцкистской кон трабанды» на том основании, что к этому времени книге Рида была дана Сталиным (в закрытых документах об оппозиции, к которым я, комсомолец, разумеется, доступа не имел, об этом, в частности, выступлении Сталина знать ничего не мог) оценка, противополож ная ленинской, «устаревшей». Я был ис ключен из КСМ (присовокуплялось мое «дело» по Плановому институту) и снят с работы. А вскоре и арестован органа ми НКВД с предъявлением мне обви нения по ст. 58-й, п. 11-й в «троцкист ской пропаганде и связях с врагами на рода» (имелся в виду почти одновре менный с моим арест нескольких видных новосибирских литераторов, с которыми я был в то время знаком по литературному объединению молодых, литературной работе в «Сибирских ог нях», «Большевистской смене», соприка сался в литературной среде). После 3- месячного заключения и следствия де ло было прекращено «за отсутствием состава преступления» (как сообщалось в справке), я был освобожден, но с пре дупреждением о возможной высылке из Новосибирска, которой почему-то не последовало». Словно бы кто-то оберегал молодого талантливого поэта— он сам не все До конца понимает в этой истории: «По письму ли группы моих близких това- рищей-комсомольцев, направленному в «Комсомольскую правду» и на имя Горького (о чем я узнал по выходе из тюрьмы), или по моей личной апелля ции, через несколько месяцев я был вызван в ЦК ВЛКСМ, был принят Р. С. Землячкой, подробно беседовавшей со мной, секретарем ЦК ВЛКСМ Салтановым, после чего дело мое раз биралось уже в соответствующей ко миссии. По возвращении в Новосибирск мне было сообщено через крайком КСМ решение: «В рядах КСМ восстановить и объявить строгий выговор с предупреж дением за невнимательность в газетной работе». Однако длительное время после этого я не мог устроиться ни на какую, даже и не имеющую отношения к печа ти и литературе работу, не иг,!ел^досту па к печати вообще и 37—38-й годы жил случайными заработками, за счет родных, да возможной в тех обстоя тельствах и условиях поддержки со стороны некоторых моих старших то- варищей-литераторов и партработников (например, А. В. Высоцкого, Н. А. Куд рявцева, С. Е. Кожевникова, И. Г. Зо- бачева, Г. М. Пушкарева и др.), о чем не могу с благодарностью не сказать и здесь». Думаю, что строки из «Автобиогра фии» очень красноречиво говорят о той обстановке, в которой приходилось на чинать свой путь многим молодым пи сателям во всех краях нашей страны, в том числе и в Сибири, в 20—30-е годы. Александр Иванович,. СмердЦв расска зывал мне» что филооофо»о*тпра« 1 Д 1 ЧШ- кие воззрения, согласно которым людей можно сделать счастливыми, опираясь всего лишь на определенную государст венную систему, пользовались безогляд ным доверием среди множества людей. Казалось, что противоречивая природа человека является вторичной и что ее можно легко изменить, стоит лишь най ти удачную общественно-политическую систему. И такая идеальная система была найдена! Ну а если весьма при хотливая природа человека не вписы вается в идеальную общественно-по литическую систему? Такая природа подлежит настройке, переделке, пере ковке. Человек, как в Прокрустово ло же, как патрон в патронник, должен вго няться в систему. А если его индиви дуальные качества не отвечают господ ствующим идеальным взглядам, кото рые необходимо было принимать без оговорочно, или если человек заблужда ется, то он, опять же, должен подвер гаться жесткой муштре до безоговороч ного выправления, словно преступник. Вера же большинства людей в непог решимость крепнущей общественно-по литической системы была, как призна ют очень и очень многие люди, жившие в те годы, практически фанатичной. Считалось, что не система должна под страиваться под природу человека, а на оборот — человек под систему. По этим причинам лишь у немногих поэтов 30-х годов в стихах идет речь о конфликте между человеком и общест вом — за подобные лирические открове ния полагалось наказание самое жест кое. Лишь немногие находили в себе силы, чтобы заглянуть в кратер вул кана, еще не начавшего по-настоящему клокотать. Правда, не отвергалось, что может возникать конфликт между че ловеком и дикой природой — но приро ду в этом случае надлежало покорять, ставить на безоговорочную службу и не столько в интересах человека, сколько в интересах системы. И разве можно сегодня удивляться тому, что если в литературных произведениях тех лет и возникали отдельные конфликты между отдельными коллективами и от дельными людьми, то коллектив их пе ревоспитывал, перековывал, либо от правлял в определенные места, особен но в Сибирь, на перековку, доработку, доводку. Нормальная человеческая жизнь становилась преступной. То, что удалось придумать природе, и то, что ей до конца придумать не удалось, ста ло решительно и безоглядно переде лываться. Причем с помощью силы. На стыке грубой общественной силы и при хотливой, противоречивой природы че ловека и возникал действительный дра матизм времени, но он загонялся вглубь, говорить о нем позволялось только то, что было разрешено сверху. Даже мерт вому Есенину не могли простить неко торых его лирических стихов. Некото рые художники, поэты уходили в спа сительную иносказательность метафор. Но как хрупкие грибы нередко проби вают, взламывают гладкую закатан- ность асфальта, так и сила человеческой природы взламывает оковы различных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2