Сибирские огни № 009 - 1990
пролить некоторый свет на общий за кон, управляющий массовыми действи ями людей, и дать возможность науч ного обоснования изучения законов че ловеческого общества (выделено авто ром). < ...> Было бы совершенно ошибочно пред полагать, что периодическая деятель ность Солнца является основной при чиной тех или иных исторических со бытий. Всякое такое событие есть ди намическая реакция человеческих масс от всех действующих на них политиче ских и экономических, а равно и есте ственных раздражителей, изменяющих их поведение и обусловливающих собой интеллектуальное и социальное разви тие человечества. < ...> < ...> Еще со времени халдейских мыслителей закономерность была воз ведена в основу мирового процесса, и современная наука с каждым своим движением вперед лишь подтверждает это философское воззрение древности. В самом деле, будь хаос осуществлен в мире, очевидно, не было бы не только нас, мыслящих существ, появившихся в итоге миллионнолетнего проявления за кономерности, но и менее сложных, но столь же удивительно координирован ных органических и неорганических образований. Мы наблюдаем законо мерность и в движении небесных тел, составляющих видимый звездный мир, и в движении электронов, составляю щих атомы материи. Ей же подчинены функции живых организмов, имеющих свои периоды и фазы. Действительно, окружающая природа в человеческом уме издревле являлась источником того убеждения, что правильная периодич ность или повторяемость явлений в пространстве или во времени — есть ос новное свойство мира, которым владеют одни и те же законы, распространяю щиеся равно на все части природы, не зависимо от того, как делит, как рас членяет их человек; и неорганическая, и органическая материя, со всей своей психической деятельностью, подчинена одним и тем же, общим для всей все ленной, принципам. Поэтому с необходимой принудитель ностью вытекает следствие, по которо му историческое развитие человека, взятого в целом, должно протекать не которым, вполне закономерным, обра зом, по равнодействующей всех дейст вующих на человечество внутренних сил социального порядка и внешних сил окружающей природы. Теория физических основ историче ского процесса позволяет констатиро вать факт наличия известного рода ритма в психической деятельности все го человечества и периодических коле баний в ходе всемирно-исторического процесса, как выражения этого ритма. Следовательно, как совокупная жизнь всего человечества, так жизнь индиви дов подчинены строгим и неизменным законам ритма, которые могут быть об наружены ггри помощи исследований, охватывающих своим материалом дея ния больших человеческих масс и боль шие промежутки исторического време ни. Разнообразные явления и события всемирной истории человечества в свете излагаемой здесь теории приобретают новый смысл и новое значение. Чрез вычайно важным в чисто научном и в практическом отношении является ус тановление того факта, что историче ские и общественные явления наступа ют не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окру жающего нас мира и могут возникнуть только тогда, когда этому будет благо приятствовать вся сложная совокуп ность взаимодействия политико-эконо мических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы. Благода ря закономерности, которой подчинено течение событий во времени, всякое яв ление в жизни отдельных сообществ или в международной жизни всего че ловечества получает известное объясне ние, возвышающее историю до степени точных дисциплин, наделенных закона ми. Мы уже говорили выше, что наука есть звание об измеримом. Сделать исто рию наукой, а не «условной сказкой», освободить ее от метафизики, от произ вола субъективизма, от всего несоизме римого, дать ей, а равно и сестре ее — социологии, измерительные единицы и законы — вот прямая задача ближай шего будущего. < ...> Так мало-помалу точные науки начи нают проникать в хаос истории, изме рять ее единицами отсчета историче ского времени, имеющими равновели кое значение, и объяснять явления, со вершившиеся в очень отдаленные эпо хи. История превращается в науку о живом, о необходимом, о близком. Со бытия, покрытые многовековой пылью, оживают снова и начинают жить ин тенсивно и значительно. Для нас дела ются понятными каждое историческое лицо, каждое историческое явление. Все они происходили под непосредственным влиянием тех же периодических воз мущений или успокоений в природе Земли, которые происходят ныне и бу дут происходить, по всему вероятию, в далеком грядущем человечества. Теперь истории отводится место не рядом с природой, а в ней самой, < ...> ...возникает вопрос: уж не в кабале ли мы у Солнца, не в рабстве ли у его электрических сил? Если хотите — да, но кабала наша относительна, и мы са ми можем управлять цепями, одетыми на наши запястья, и работами, предна значенными нам к исполнению. Солн це не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что- нибудь. Но человечество идет по линии наименьшего сопротивления и погру жает себя в океаны собственной крови. Как мы видели ранее, максимум солн- цедеятельности способствует возбужде нию и объединению масс во имя выпол нения какой-либо всеобщей потребно сти, выдвинутой экономическими и др. причинами. В этот период появляются вожди, полководцы, руководители и на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2