Сибирские огни № 009 - 1990

пролить некоторый свет на общий за­ кон, управляющий массовыми действи­ ями людей, и дать возможность науч­ ного обоснования изучения законов че­ ловеческого общества (выделено авто­ ром). < ...> Было бы совершенно ошибочно пред­ полагать, что периодическая деятель­ ность Солнца является основной при­ чиной тех или иных исторических со­ бытий. Всякое такое событие есть ди­ намическая реакция человеческих масс от всех действующих на них политиче­ ских и экономических, а равно и есте­ ственных раздражителей, изменяющих их поведение и обусловливающих собой интеллектуальное и социальное разви­ тие человечества. < ...> < ...> Еще со времени халдейских мыслителей закономерность была воз­ ведена в основу мирового процесса, и современная наука с каждым своим движением вперед лишь подтверждает это философское воззрение древности. В самом деле, будь хаос осуществлен в мире, очевидно, не было бы не только нас, мыслящих существ, появившихся в итоге миллионнолетнего проявления за­ кономерности, но и менее сложных, но столь же удивительно координирован­ ных органических и неорганических образований. Мы наблюдаем законо­ мерность и в движении небесных тел, составляющих видимый звездный мир, и в движении электронов, составляю­ щих атомы материи. Ей же подчинены функции живых организмов, имеющих свои периоды и фазы. Действительно, окружающая природа в человеческом уме издревле являлась источником того убеждения, что правильная периодич­ ность или повторяемость явлений в пространстве или во времени — есть ос­ новное свойство мира, которым владеют одни и те же законы, распространяю­ щиеся равно на все части природы, не­ зависимо от того, как делит, как рас­ членяет их человек; и неорганическая, и органическая материя, со всей своей психической деятельностью, подчинена одним и тем же, общим для всей все­ ленной, принципам. Поэтому с необходимой принудитель­ ностью вытекает следствие, по которо­ му историческое развитие человека, взятого в целом, должно протекать не­ которым, вполне закономерным, обра­ зом, по равнодействующей всех дейст­ вующих на человечество внутренних сил социального порядка и внешних сил окружающей природы. Теория физических основ историче­ ского процесса позволяет констатиро­ вать факт наличия известного рода ритма в психической деятельности все­ го человечества и периодических коле­ баний в ходе всемирно-исторического процесса, как выражения этого ритма. Следовательно, как совокупная жизнь всего человечества, так жизнь индиви­ дов подчинены строгим и неизменным законам ритма, которые могут быть об­ наружены ггри помощи исследований, охватывающих своим материалом дея­ ния больших человеческих масс и боль­ шие промежутки исторического време­ ни. Разнообразные явления и события всемирной истории человечества в свете излагаемой здесь теории приобретают новый смысл и новое значение. Чрез­ вычайно важным в чисто научном и в практическом отношении является ус­ тановление того факта, что историче­ ские и общественные явления наступа­ ют не произвольно, не когда угодно, не безразлично по отношению ко времени, а подчиняются физическим законам в связи с физическими явлениями окру­ жающего нас мира и могут возникнуть только тогда, когда этому будет благо­ приятствовать вся сложная совокуп­ ность взаимодействия политико-эконо­ мических и других факторов в мире человеческом и физических факторов в мире неорганической природы. Благода­ ря закономерности, которой подчинено течение событий во времени, всякое яв­ ление в жизни отдельных сообществ или в международной жизни всего че­ ловечества получает известное объясне­ ние, возвышающее историю до степени точных дисциплин, наделенных закона­ ми. Мы уже говорили выше, что наука есть звание об измеримом. Сделать исто­ рию наукой, а не «условной сказкой», освободить ее от метафизики, от произ­ вола субъективизма, от всего несоизме­ римого, дать ей, а равно и сестре ее — социологии, измерительные единицы и законы — вот прямая задача ближай­ шего будущего. < ...> Так мало-помалу точные науки начи­ нают проникать в хаос истории, изме­ рять ее единицами отсчета историче­ ского времени, имеющими равновели­ кое значение, и объяснять явления, со­ вершившиеся в очень отдаленные эпо­ хи. История превращается в науку о живом, о необходимом, о близком. Со­ бытия, покрытые многовековой пылью, оживают снова и начинают жить ин­ тенсивно и значительно. Для нас дела­ ются понятными каждое историческое лицо, каждое историческое явление. Все они происходили под непосредственным влиянием тех же периодических воз­ мущений или успокоений в природе Земли, которые происходят ныне и бу­ дут происходить, по всему вероятию, в далеком грядущем человечества. Теперь истории отводится место не рядом с природой, а в ней самой, < ...> ...возникает вопрос: уж не в кабале ли мы у Солнца, не в рабстве ли у его электрических сил? Если хотите — да, но кабала наша относительна, и мы са­ ми можем управлять цепями, одетыми на наши запястья, и работами, предна­ значенными нам к исполнению. Солн­ це не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что- нибудь. Но человечество идет по линии наименьшего сопротивления и погру­ жает себя в океаны собственной крови. Как мы видели ранее, максимум солн- цедеятельности способствует возбужде­ нию и объединению масс во имя выпол­ нения какой-либо всеобщей потребно­ сти, выдвинутой экономическими и др. причинами. В этот период появляются вожди, полководцы, руководители и на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2