Сибирские огни № 009 - 1990

случае, причину возникновения пятен следует искать внутри самого светила, но на распределение их во времени и на поверхности Солнца, а также на из­ менчивость силы пятнообразовательно­ го процесса можно допустить влияние внешних факторов. < ...> Пертурбационное воздействие элек­ трических процессов на Солнце на мно­ гие процессы на Земле сказывается с неизменной силой при всяком увеличе­ нии активности Солнца. Действительно, периодические напряжения пятнообра­ зовательной деятельности Солнца вы­ зывают в физической жизни Земли пе­ риодические нарушения и возмущения. Мы приведем несколько физических явлений на Земле, соотношение кото­ рых с пятнообразовательным процессом на Солнце вполне установлены или ус­ танавливаются ныне: магнитные бури, полярные сияния, перистые облака, оп­ тические эффекты в атмосфере, коле­ бания атмосферного электричества, температура воздуха у поверхности Земли, температура некоторых морей, полярные айсберги, осадки, давление воздуха, колебания или возмущения климата, грозы, движения в атмосфере, окраска неба, землетрясения. < ...> Люди всегда чувствовали свою зави­ симость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца. Поэтому нет ничего удивитель­ ного в том, что издревле человек при­ знавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфных образах. Богом Солнца индусов был — Сурья и Савитар1; персов — Ормузд; ас­ сириян — Издубар и Нимрод; вавило­ нян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян —Геракл; греков —Апол­ лон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь- бог, Хоре, Велес, Бел-бог и т. д. Религии древнего Востока, культы Греции и Ри­ ма, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты покло­ няющихся огню как земному прообра­ зу первого. Огнепоклонничество разви­ то было в Индии и Персии. Гимны Риг- Веды, сложенные в незапамятные вре­ мена, воспевают бога Агни; культ огня мы находим в учении Зороастра. Сла­ вянские праздники — коляда, праздник Марены, Купала — сопряжены с язы­ ческими обрядами поклонения Солнцу. В Греции Солнцу строились храмы, как, например, в Коринфе, Арагосе, Луксоре. В Ваалбеке Солнцу также был воздвиг­ нут знаменитый по своей архитектуре храм. На острове Родосе, при входе в га- Еань, стояло колоссальное изображение солнечного бога. Греки и римляне сол­ нечным светом лечили больных, о чем имеются указания у Гиппократа, Ори- базиуса, Антилия, Авиценны, Галиена и Цельза. Именем Солнца называли це­ лые города, например, Гелиополь, близ дельты Нила. Можно полагать, что и 1 С урья и С ави тар — н азван и я С олнца в сан ­ скри те; зн ачи т — «сиять» и « зв у ч ать » ; корень С у — « о п л о до тво р ять» . С олнце п они м алось не не то л ько со стороны его «лучистой» силы , но и оплодотворяю щ ей, созидаю щ ей новое. сам Египет (Hakapta) получил свое на­ звание от посвящения его богу Солнца — Пта. Древнее искусство, отрывки ко­ торого дошли до нас, преисполнено обо­ готворения дневного светила. Культом Солнца проникнута вся символика пла­ стического искусства обитателей Белой и Голубой реки. Таким образом, учение о действии центрального вечноживотво­ рящего огня, как первоисточника всего существующего и первичной субстан­ ции, занимает главное место во всех мифологиях, натурфилософиях и ис­ кусствах народов старого мира. Солнце служило воплощением идеи мощи, красоты и плодородия. Греки называли его «Басилеус Гелиос», считая Солнце за основное проявление жизни, за сердце мира, все оживляющее своими лучами. Вспомним великую мудрость надписи на древнем храме Дианы в Эфесе: «...лишь Солнце своим сияющим светом дарит жизнь!». Через всю древ­ нюю словесность, средневековую и но­ вую поэзию слышится неумолкающий гимн нашему светилу — хвалебная пе­ сня, которая, наконец, в словах умира­ ющего Тернера обращается в молитву: the Sun is God!1 < ...> Уже мыслители древности делали по­ пытки определить связи, существующие между состоянием человеческого орга­ низма и колебаниями окружающей его физической среды, находящейся в из­ вестной зависимости от Солнца. Древ­ негреческий историк Геродот, путешест­ вуя, отметил ряд фактов, показываю­ щих влияние естественных условий на физическое и умственное развитие че­ ловека. Знаменитый греческий врач Гиппократ < ...> делает первую попыт­ ку создания исторической географии. Этому вопросу не был чужд величай­ ший философ древнего мира Аристо­ тель. Страбон, Плиний, Птоломей изу­ чали вопрос о влиянии климата на раз­ витие человечества. На то же влияние указывал арабский историк-прагматик Ибн-Хальдун. Мыслители XVI—XIX вв. Бодэн, Монтескье, Гердер, Риттер, Рат- цель, Реклю и др. пытались всю измен­ чивость человеческих рас, характеров темпераментов, а равно и исторические судьбы народов поставить в зависи­ мость от географических условий, глав­ ным образом, от климата. < ...> Но что такое климат? Под этим име­ нем нужно понимать среднее состояние метеорологических факторов, создаю­ щее те или иные условия существова­ ния представителям органического ми­ ра. < ...> Свойства земной поверхности и состояние атмосферы имеют на климат значительное воздействие. Но главным фактором климата, основным его элементом все же является лучи­ стая энергия Солнца. Великое разнообразие органической жизни на земной поверхности вызы­ вается теми потоками энергии, которые врываются в атмосферу в форме сол­ нечного излучения. Стоит ли останав­ ливаться на давно и хорошо всем из­ вестной истине, что Солнце представ­ 1 С олнце есть Б ог (ан гл .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2