Сибирские огни № 009 - 1990
случае, причину возникновения пятен следует искать внутри самого светила, но на распределение их во времени и на поверхности Солнца, а также на из менчивость силы пятнообразовательно го процесса можно допустить влияние внешних факторов. < ...> Пертурбационное воздействие элек трических процессов на Солнце на мно гие процессы на Земле сказывается с неизменной силой при всяком увеличе нии активности Солнца. Действительно, периодические напряжения пятнообра зовательной деятельности Солнца вы зывают в физической жизни Земли пе риодические нарушения и возмущения. Мы приведем несколько физических явлений на Земле, соотношение кото рых с пятнообразовательным процессом на Солнце вполне установлены или ус танавливаются ныне: магнитные бури, полярные сияния, перистые облака, оп тические эффекты в атмосфере, коле бания атмосферного электричества, температура воздуха у поверхности Земли, температура некоторых морей, полярные айсберги, осадки, давление воздуха, колебания или возмущения климата, грозы, движения в атмосфере, окраска неба, землетрясения. < ...> Люди всегда чувствовали свою зави симость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца. Поэтому нет ничего удивитель ного в том, что издревле человек при знавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфных образах. Богом Солнца индусов был — Сурья и Савитар1; персов — Ормузд; ас сириян — Издубар и Нимрод; вавило нян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян —Геракл; греков —Апол лон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь- бог, Хоре, Велес, Бел-бог и т. д. Религии древнего Востока, культы Греции и Ри ма, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты покло няющихся огню как земному прообра зу первого. Огнепоклонничество разви то было в Индии и Персии. Гимны Риг- Веды, сложенные в незапамятные вре мена, воспевают бога Агни; культ огня мы находим в учении Зороастра. Сла вянские праздники — коляда, праздник Марены, Купала — сопряжены с язы ческими обрядами поклонения Солнцу. В Греции Солнцу строились храмы, как, например, в Коринфе, Арагосе, Луксоре. В Ваалбеке Солнцу также был воздвиг нут знаменитый по своей архитектуре храм. На острове Родосе, при входе в га- Еань, стояло колоссальное изображение солнечного бога. Греки и римляне сол нечным светом лечили больных, о чем имеются указания у Гиппократа, Ори- базиуса, Антилия, Авиценны, Галиена и Цельза. Именем Солнца называли це лые города, например, Гелиополь, близ дельты Нила. Можно полагать, что и 1 С урья и С ави тар — н азван и я С олнца в сан скри те; зн ачи т — «сиять» и « зв у ч ать » ; корень С у — « о п л о до тво р ять» . С олнце п они м алось не не то л ько со стороны его «лучистой» силы , но и оплодотворяю щ ей, созидаю щ ей новое. сам Египет (Hakapta) получил свое на звание от посвящения его богу Солнца — Пта. Древнее искусство, отрывки ко торого дошли до нас, преисполнено обо готворения дневного светила. Культом Солнца проникнута вся символика пла стического искусства обитателей Белой и Голубой реки. Таким образом, учение о действии центрального вечноживотво рящего огня, как первоисточника всего существующего и первичной субстан ции, занимает главное место во всех мифологиях, натурфилософиях и ис кусствах народов старого мира. Солнце служило воплощением идеи мощи, красоты и плодородия. Греки называли его «Басилеус Гелиос», считая Солнце за основное проявление жизни, за сердце мира, все оживляющее своими лучами. Вспомним великую мудрость надписи на древнем храме Дианы в Эфесе: «...лишь Солнце своим сияющим светом дарит жизнь!». Через всю древ нюю словесность, средневековую и но вую поэзию слышится неумолкающий гимн нашему светилу — хвалебная пе сня, которая, наконец, в словах умира ющего Тернера обращается в молитву: the Sun is God!1 < ...> Уже мыслители древности делали по пытки определить связи, существующие между состоянием человеческого орга низма и колебаниями окружающей его физической среды, находящейся в из вестной зависимости от Солнца. Древ негреческий историк Геродот, путешест вуя, отметил ряд фактов, показываю щих влияние естественных условий на физическое и умственное развитие че ловека. Знаменитый греческий врач Гиппократ < ...> делает первую попыт ку создания исторической географии. Этому вопросу не был чужд величай ший философ древнего мира Аристо тель. Страбон, Плиний, Птоломей изу чали вопрос о влиянии климата на раз витие человечества. На то же влияние указывал арабский историк-прагматик Ибн-Хальдун. Мыслители XVI—XIX вв. Бодэн, Монтескье, Гердер, Риттер, Рат- цель, Реклю и др. пытались всю измен чивость человеческих рас, характеров темпераментов, а равно и исторические судьбы народов поставить в зависи мость от географических условий, глав ным образом, от климата. < ...> Но что такое климат? Под этим име нем нужно понимать среднее состояние метеорологических факторов, создаю щее те или иные условия существова ния представителям органического ми ра. < ...> Свойства земной поверхности и состояние атмосферы имеют на климат значительное воздействие. Но главным фактором климата, основным его элементом все же является лучи стая энергия Солнца. Великое разнообразие органической жизни на земной поверхности вызы вается теми потоками энергии, которые врываются в атмосферу в форме сол нечного излучения. Стоит ли останав ливаться на давно и хорошо всем из вестной истине, что Солнце представ 1 С олнце есть Б ог (ан гл .).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2