Сибирские огни № 009 - 1990
какому-либо определенному заключе нию по вопросу о воле, ученым необхо димо пришлось признать, на основании достижений науки, отсутствие таковой даже в самых малейших и ничтожных поступках и выдвинуть детерминисти ческую точку зрения для объяснения сложнейших явлений в психической жизни человека. С тех пор, как статистика человече ских деяний < ...> указала на законо мерность, существующую в них, то есть когда объективно было вскрыто посто янство различных человеческих поступ ков, точка зрения на свободу воли изме нилась; проявления человека пришлось признать реакцией на раздражения многообразными агентами внешнего ми ра. К тому же выводу подошли и мысли тели, знание которых вытекало не из немощного самоутверждения, не из же лания выделить себя из общего лона природы и возвысить себя над всем су ществующим, а из способности тонко чувствовать строй природы и непосред ственно понимать мир как нераздельное целое. < ...> Н евозм ути м ы й строй во всем , С озвучье полное в природе: Л и ш ь в наш ей призрачн ой свободе Р а зл а д мы с иею со зн аем . (Тютчев) Самоутверждая себя, составляя себе понятия на основании личного опыта, человек мог предположить, что течение событий частного или общественного по рядка находится в прямой зависимости от его произвола. Это приводило к изъ ятию хода исторической действительно сти из ряда явлений природы. Подобные убеждения, не имеющие никаких точек соприкосновения с подлинной наукой, принуждали видеть в истории не живое следствие взаимодействий человека и окружающей его природы, а только по смертную запись событий в жизни че ловечества в порядке их последователь ных воспламенений и потуханий. Многие отрасли человеческого знания сделали в XIX веке и за два десятиле тия XX века настолько крупные успе хи, что стали необходимы и незамени мы в практической жизни людей. Но что дала нам история? Человека, кото рый дерзнул бы говорить о «практиче ских целях истории», мы сочли бы не вполне здравомыслящим. Несмотря на огромный материал, собранный истори ками, на утонченные методы его разра ботки, история в том виде как она есть значит не более нуля для социальной практики человечества. Она представляет собой знание о мер твом, о ненужном для вечно прогресси рующей жизни. Это архив, где редко наводили и наводят справки, и знание которого — все эти «уроки истории» — никого никогда ничему не научило! Лю ди, близко знакомые с историей, делали те же ошибки, те же промахи, которые уже некогда были совершены. Послед нее происходило оттого, что действую щие в истории лица не имели никаких твердых точек опоры, никаких обосно- - ванных вех в пространстве и времени, которые могли бы руководить их дея ниями и направлять течение рожденных ими событий. Таким образом, пока человек верил в теологический догмат о предопределе нии, полагаясь на сверхразумное вме шательство, пока он видел в своей воле нечто значительное, ему никак не уда валось набрести на путь открытия за конов, управляющих его ежедневной деятельностью, его многовековыми судь бами. Необходимо отметить и тот факт, что сфера точных дисциплин совершенно не коснулась истории в целом даже в то время, когда она проникла в обла сти психологии, подчиняя процессы со знания физико-математическим зако нам. < ...> И опять-таки главной причиной от сутствия подобных исследований надо признать слепое, но общее убеждение в независимости психической и социаль ной деятельности человека от каких- либо физико-химических явлений в ок ружающем его мире. Однако современная наука стремится свести психологические явления к про цессам физиологическим, в которых ищет и находит физико-химическую основу, а в последней — механику эле ментарных частиц. Это обстоятельство позволяет глубже проникнуть в сущ ность психической жизни, тесно связан ной с жизнью целого организма и окру жающего его внешнего мира. Поэтому не должны ли быть прило жены к изучению исторического про цесса в социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Вла дения физики — вся вселенная, вся це ликом, а потому физика должна ска зать свое слово при рассмотрении любо го в мире вопроса. < ...> В свете современного научного миро воззрения судьбы человечества, без со мнения, находятся в зависимости от су деб вселенной. И это есть не только по этическая мысль, могущая вдохновлять художника к творчеству, но истина, признание которой настоятельно требу ют итоги современной точной науки. В той или иной степени всякое небесное тело, перемещающееся в пространстве относительно Земли, при своем движе нии оказывает известное влияние на распределение силовых линий магнит ного поля Земли, внося этим различные изменения и пертурбации в состояние метеорологических элементов и воздей ствуя на ряд других явлений, развива ющихся на поверхности нашей плане ты. Кроме того, состояние Солнца, пер воисточника всякого движения и всяко го дыхания на Земле, находится в из вестной зависимости от общего состоя ния электромагнитной жизни мира во обще и, в частности, от положения дру гих небесных тел. Не связывает ли это изумительно тонкими, но в то же время величественными связями интеллекту альное развитие человечества с жизне деятельностью целой вселенной? Миро вой процесс, охватывающий все сторо ны неорганической и органической эво люции, представляет собою явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих частях и проявлениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2