Сибирские огни № 009 - 1990

какому-либо определенному заключе­ нию по вопросу о воле, ученым необхо­ димо пришлось признать, на основании достижений науки, отсутствие таковой даже в самых малейших и ничтожных поступках и выдвинуть детерминисти­ ческую точку зрения для объяснения сложнейших явлений в психической жизни человека. С тех пор, как статистика человече­ ских деяний < ...> указала на законо­ мерность, существующую в них, то есть когда объективно было вскрыто посто­ янство различных человеческих поступ­ ков, точка зрения на свободу воли изме­ нилась; проявления человека пришлось признать реакцией на раздражения многообразными агентами внешнего ми­ ра. К тому же выводу подошли и мысли­ тели, знание которых вытекало не из немощного самоутверждения, не из же­ лания выделить себя из общего лона природы и возвысить себя над всем су­ ществующим, а из способности тонко чувствовать строй природы и непосред­ ственно понимать мир как нераздельное целое. < ...> Н евозм ути м ы й строй во всем , С озвучье полное в природе: Л и ш ь в наш ей призрачн ой свободе Р а зл а д мы с иею со зн аем . (Тютчев) Самоутверждая себя, составляя себе понятия на основании личного опыта, человек мог предположить, что течение событий частного или общественного по­ рядка находится в прямой зависимости от его произвола. Это приводило к изъ­ ятию хода исторической действительно­ сти из ряда явлений природы. Подобные убеждения, не имеющие никаких точек соприкосновения с подлинной наукой, принуждали видеть в истории не живое следствие взаимодействий человека и окружающей его природы, а только по­ смертную запись событий в жизни че­ ловечества в порядке их последователь­ ных воспламенений и потуханий. Многие отрасли человеческого знания сделали в XIX веке и за два десятиле­ тия XX века настолько крупные успе­ хи, что стали необходимы и незамени­ мы в практической жизни людей. Но что дала нам история? Человека, кото­ рый дерзнул бы говорить о «практиче­ ских целях истории», мы сочли бы не вполне здравомыслящим. Несмотря на огромный материал, собранный истори­ ками, на утонченные методы его разра­ ботки, история в том виде как она есть значит не более нуля для социальной практики человечества. Она представляет собой знание о мер­ твом, о ненужном для вечно прогресси­ рующей жизни. Это архив, где редко наводили и наводят справки, и знание которого — все эти «уроки истории» — никого никогда ничему не научило! Лю­ ди, близко знакомые с историей, делали те же ошибки, те же промахи, которые уже некогда были совершены. Послед­ нее происходило оттого, что действую­ щие в истории лица не имели никаких твердых точек опоры, никаких обосно- - ванных вех в пространстве и времени, которые могли бы руководить их дея­ ниями и направлять течение рожденных ими событий. Таким образом, пока человек верил в теологический догмат о предопределе­ нии, полагаясь на сверхразумное вме­ шательство, пока он видел в своей воле нечто значительное, ему никак не уда­ валось набрести на путь открытия за­ конов, управляющих его ежедневной деятельностью, его многовековыми судь­ бами. Необходимо отметить и тот факт, что сфера точных дисциплин совершенно не коснулась истории в целом даже в то время, когда она проникла в обла­ сти психологии, подчиняя процессы со­ знания физико-математическим зако­ нам. < ...> И опять-таки главной причиной от­ сутствия подобных исследований надо признать слепое, но общее убеждение в независимости психической и социаль­ ной деятельности человека от каких- либо физико-химических явлений в ок­ ружающем его мире. Однако современная наука стремится свести психологические явления к про­ цессам физиологическим, в которых ищет и находит физико-химическую основу, а в последней — механику эле­ ментарных частиц. Это обстоятельство позволяет глубже проникнуть в сущ­ ность психической жизни, тесно связан­ ной с жизнью целого организма и окру­ жающего его внешнего мира. Поэтому не должны ли быть прило­ жены к изучению исторического про­ цесса в социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Вла­ дения физики — вся вселенная, вся це­ ликом, а потому физика должна ска­ зать свое слово при рассмотрении любо­ го в мире вопроса. < ...> В свете современного научного миро­ воззрения судьбы человечества, без со­ мнения, находятся в зависимости от су­ деб вселенной. И это есть не только по­ этическая мысль, могущая вдохновлять художника к творчеству, но истина, признание которой настоятельно требу­ ют итоги современной точной науки. В той или иной степени всякое небесное тело, перемещающееся в пространстве относительно Земли, при своем движе­ нии оказывает известное влияние на распределение силовых линий магнит­ ного поля Земли, внося этим различные изменения и пертурбации в состояние метеорологических элементов и воздей­ ствуя на ряд других явлений, развива­ ющихся на поверхности нашей плане­ ты. Кроме того, состояние Солнца, пер­ воисточника всякого движения и всяко­ го дыхания на Земле, находится в из­ вестной зависимости от общего состоя­ ния электромагнитной жизни мира во­ обще и, в частности, от положения дру­ гих небесных тел. Не связывает ли это изумительно тонкими, но в то же время величественными связями интеллекту­ альное развитие человечества с жизне­ деятельностью целой вселенной? Миро­ вой процесс, охватывающий все сторо­ ны неорганической и органической эво­ люции, представляет собою явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих частях и проявлениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2