Сибирские огни № 009 - 1990
нибудь на Смоленщине или в районе Севе ро-Западного фронта 1942 г., в поисках су вениров...). А ведь среди нас тоже есть люди, не очень нам заметные в каждодневной жизни, наши современники, такие же верующие, как Пушкин и Ахматова. Над чувствами их мы надругались один раз, закрыв и раз рушив те храмы, которые сейчас взялись восстанавливать. Про них мы и не вспоми наем теперь; нам и в голову не приходит, что для них даже Пушкинский концертный зал в церкви Большого Вознесения — про должение надругательства и осквернения. Как и для Пушкина самого, встань он из гроба. Ахматова не стала бы читать «Рек вием» в церкви, она предпочла бы, чтобы там отслужили панихиду по всем, о ком она написала: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего поминального дня. Отдайте церкви верующим! Они восста новят их сами, а если мы захотим им по мочь, с благодарностью примут нашу по мощь. Но они знают, что с ними делать! (Это мы, как мартышка с очками, не зна ем.) Это — единственный достойный и ра зумный выход. Этим восстановится утра ченная красота русской земли и нарушен ная воля предков. Этим мы лучше всего почтим память и Пушкина, и Ахматовой, и павших на поле Бородина и Куликовом. (Сейчас же мы даже не знаем, чем отме тить годовщину пушкинской смерти. Каза лось бы, куда естественнее: отслужить па нихиду на его могиле в Святогорском мона стыре, как служилось в 1837 г. и годами спустя. Нет, устраиваем какой-то праздник — не праздник, неизвестно что. Факельное шествие. А на Бородинском поле только что? Военный парад...) Если же наше государство по каким-то причинам не хочет, чтобы во всех открытых монастырях и храмах шла служба и люди молились бы, в том числе «о богохранимой стране Российской, властех и воинстве ея», пусть даже часть церквей останутся запер тыми до лучших времен, но восстановлен ными и на попечении верующих. Но решать надо сейчас. Иначе нынешнее тяжкое положение усугубится и затянется. А концертные залы, открываемые при уча стии уважаемых деятелей отечественной культуры, станут как бы новым флером, на кидываемым на уже совершенное зло. Ведь ситуация, когда в отремонтированной церкви располагается «приличный» зал для концертов, представляется внешне менее драматичной, чем та, когда там, к примеру, стоит компрессор или хранится картошка. На самом деле ущерб и разрушение станут куда сильнее и долговечнее, чем при «вре менных» хозяевах. Те лишь пооббивали рос писи, где рука дотянулась, да провели про водку к лампам дневного света, да время- ночками разгородились. Для концертного же зала и перепланировку фундаменталь ную сделать придется, и какие-нибудь изящные плафоны как следует укрепить, тут стенку кирпичную поставить, там гарде роб, туалеты выгородить, да как же в кон цертном зале без них?.. Изменить вновь сложившееся положение будет намного трудней. Не надо нам соучаствовать в этом новом флере —• и новом разрушении. Владимир Алексеевич! Я обращаюсь к Вам как к автору «Русского музея», «Чер ных досок», «Времени собирать камни». Очень надеюсь на Вашу помощь, на Ваше влияние в русской культуре. Мне кажется, что Вы также не сможете остаться равно душным к тому, о чем я написал... Окончание следует. Уважаемые читатели! Полностью книга Влади мира Солоухина « Пристрастие » готовится к выхо ду в издательстве «Современник ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2