Сибирские огни № 009 - 1990
рой, а русской речи — западным прононсом. Но при чем тут мой народ, испокон ве ков народ бедняков-ремесленников, труже ников? Эта истина подтверждается, между прочим, дореволюционной статистикой. И еще Вы сами говорили в телепередаче: дело не в генах. Даль — не датчанин, Лермон тов — не швед, Пушкин — не эфиоп. Поз вольте продолжить. Маркс и Ем. Ярослав ский — не евреи. Когда трирский обыватель Морзехай Маркс стал Карлом, когда его приняли в свое лоно лютеранская церковь и немецкий народ, — они приняли на себя и ответственность за все его последующие деяния. Почитайте, кстати, статью проф. С. Н. Булгакова «Карл Маркс как религиоз ный тип» (1907 г.). Ем. Ярославского, отка завшегося от своего еврейства, от родного имени, тоже кто-то принял в свое лоно. Еврейский народ за него не в ответе. Позвольте мне, вашему ровеснику, чело веку из народа, заверить вас, что еврей- «выдвиженец» всегда вызывал в еврейской среде чувство недоверия и глубокой анти патии, к нему относились настороженно и недружелюбно как к чужаку. И «выдвижен цы» в свою очередь стыдились своего про исхождения, третировали народ. Эд. Б а грицкий, например, сравнивал себя с гра чом, не помнящим родства, и ему было на свой народ (если пользоваться его собствен ным выражением) «наплевать». Необходим диалог, и с этой целью я на писал статью «Повторение пройденного». В ней четыре раздела: «Кровавый айсберг», «Куды грядеши чадо?», «Сионские протоколы Вл. Бегуна», «Синайское Откровение» и «Кровавый навет». Бу дучи в Москве, я убедился, что у меня практически нет шансов ее напечатать... * * * ...Из газет узналось, что известные дея тели русской культуры собираются устро ить в Москве благотворительный концерт, сбор от которого пойдет на восстановление церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, где венчался Пушкин. (Сейчас этот концерт уже прошел, писать Вам я начал еще до него.) Предполагалось, что в кон церте прозвучат произведения, ранее пуб лично не исполнявшиеся, например, ахма- товский «Реквием». После реставрации в церковном здании собираются открыть Пушкинский концертный зал. (А до того там была лаборатория, кажется, Энергети ческого института, в результате деятель ности которой, как сообщалось в газетах, интерьеры здания полностью уничтожены.) Восстановление церкви, где венчался Пушкин, — дело, безусловно, благое. Но стоит заметить, что разрушалась она вовсе не от времени или непогоды! Если бы в ней по сю пору продолжались службы, и была бы она церковью, а не «церковным здани ем», где сначала расположили некую лабо раторию, а теперь вот будет концертный зал, то сейчас нуждалась бы она разве что в легком текущем ремонте, а не реставра ции. И мы все действительно могли бы ви деть сейчас то подлинное место, где венчал ся Пушкин, и видеть именно то, что видел Пушкин, когда венчался. Ведь Пушкин венчался не в «концертном зале»! Неужели деятели культуры, устраи вающие благотворительный концерт, не по нимают, что церковь, превращенная в кон цертный зал, — по-прежнему мертвая (уби тая) церковь, изуродованная церковь, что дико в храме будут выглядеть вместо уни чтоженных «интерьеров» мягкие кресла, сцена с роялем и гардероб. Сейчас добровольные помощники рестав раторов, и честь им за это и хвала, помога ют восстановить многие разрушенные церк ви и монастыри. Еще раз отметим, разру шенные не временем (они простояли века), а умышленно человеческими руками — на шими же руками. Но что же станет с хра мами после реставрации? Церковь, превращенная в концертный зал, — такое же варварство, как превращение ее в склад, в лабораторию, в сельпо, в клуб. Велика ли разница между клубом и концертным залом, пусть и носящим пуш кинское имя? Да только в уровне, в клуб ходят колхозники, а в «пушкинский зал» пойдет московская интеллигенция. Тем стыднее должно быть нам, интеллигенции! Разрушавшие церкви не знали, что твори ли (многие, но не все, про то тоже не надо забывать). Мы-то, кажется, уже знаем. И для нас сейчас содействовать открытию концертных залов в подреставрированных храмовых зданиях — значит облагоражи вать уже содеянное зло, соучаствовать в нем, в сущности, участвовать в разделе до бычи, в разделывании трупа. Церковь не может быть ни концертным залом, ни выставочным залом, ни музеем на родного зодчества, ни музеем деревянной игрушки. Разве что она может быть музеем только самой себя, будучи действующей,— как собор святого Петра в Риме, бесчислен ные храмы по всей Италии и остальной З а падной Европе, и как должны стать, конеч но, московские кремлевские соборы. Храм не есть только здание («памятник архитек туры»), тем более не только наружные сте ны. Сама архитектура его функциональна, предназначена для богослужения и молит вы, и нелепа в сочетании с чем-то иным. Храм составляет единство его внешнего и внутреннего убранства, колоколов, роспи сей, икон, свечей, пения и каждения,— духа и воли людей, построивших его и молящих ся в нем. Пусть мы неверующие (но не все); но на ши предки были верующими, за веру всхо дившими и на костер, они-то строили не склады и даже не музеи для своих дальних потомков. И когда они хотели поставить па мятник павшим, они строили церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, а не «музей-панораму Куликовской битвы», как, вероятно, сделали бы мы на их месте. Тем самым увековечивался дух, а не плоть, не просто политическая победа, пусть имев шая громадное значение для русской госу дарственности, а высшее над ней. А мы, превратив ту церковь после разгрома, поки нутости, — и реставрации в музей, ежеднев но нарушаем и топчем их волю. (Победу же в минувшей войне, купленную миллионной кровью, мы уверенно и самодовольно от мечаем холодными бездушными «мемориа лами», в грандиозности и безобразии кото рых как бы соревнуются разные города. Тем временем наши подростки, да и взрос лые, с интересом шарят по солдатским мо гилам, просто непохороненным трупам где-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2