Сибирские огни № 009 - 1990

рой, а русской речи — западным прононсом. Но при чем тут мой народ, испокон ве­ ков народ бедняков-ремесленников, труже­ ников? Эта истина подтверждается, между прочим, дореволюционной статистикой. И еще Вы сами говорили в телепередаче: дело не в генах. Даль — не датчанин, Лермон­ тов — не швед, Пушкин — не эфиоп. Поз­ вольте продолжить. Маркс и Ем. Ярослав­ ский — не евреи. Когда трирский обыватель Морзехай Маркс стал Карлом, когда его приняли в свое лоно лютеранская церковь и немецкий народ, — они приняли на себя и ответственность за все его последующие деяния. Почитайте, кстати, статью проф. С. Н. Булгакова «Карл Маркс как религиоз­ ный тип» (1907 г.). Ем. Ярославского, отка­ завшегося от своего еврейства, от родного имени, тоже кто-то принял в свое лоно. Еврейский народ за него не в ответе. Позвольте мне, вашему ровеснику, чело­ веку из народа, заверить вас, что еврей- «выдвиженец» всегда вызывал в еврейской среде чувство недоверия и глубокой анти­ патии, к нему относились настороженно и недружелюбно как к чужаку. И «выдвижен­ цы» в свою очередь стыдились своего про­ исхождения, третировали народ. Эд. Б а­ грицкий, например, сравнивал себя с гра­ чом, не помнящим родства, и ему было на свой народ (если пользоваться его собствен­ ным выражением) «наплевать». Необходим диалог, и с этой целью я на­ писал статью «Повторение пройденного». В ней четыре раздела: «Кровавый айсберг», «Куды грядеши чадо?», «Сионские протоколы Вл. Бегуна», «Синайское Откровение» и «Кровавый навет». Бу­ дучи в Москве, я убедился, что у меня практически нет шансов ее напечатать... * * * ...Из газет узналось, что известные дея­ тели русской культуры собираются устро­ ить в Москве благотворительный концерт, сбор от которого пойдет на восстановление церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, где венчался Пушкин. (Сейчас этот концерт уже прошел, писать Вам я начал еще до него.) Предполагалось, что в кон­ церте прозвучат произведения, ранее пуб­ лично не исполнявшиеся, например, ахма- товский «Реквием». После реставрации в церковном здании собираются открыть Пушкинский концертный зал. (А до того там была лаборатория, кажется, Энергети­ ческого института, в результате деятель­ ности которой, как сообщалось в газетах, интерьеры здания полностью уничтожены.) Восстановление церкви, где венчался Пушкин, — дело, безусловно, благое. Но стоит заметить, что разрушалась она вовсе не от времени или непогоды! Если бы в ней по сю пору продолжались службы, и была бы она церковью, а не «церковным здани­ ем», где сначала расположили некую лабо­ раторию, а теперь вот будет концертный зал, то сейчас нуждалась бы она разве что в легком текущем ремонте, а не реставра­ ции. И мы все действительно могли бы ви­ деть сейчас то подлинное место, где венчал­ ся Пушкин, и видеть именно то, что видел Пушкин, когда венчался. Ведь Пушкин венчался не в «концертном зале»! Неужели деятели культуры, устраи­ вающие благотворительный концерт, не по­ нимают, что церковь, превращенная в кон­ цертный зал, — по-прежнему мертвая (уби­ тая) церковь, изуродованная церковь, что дико в храме будут выглядеть вместо уни­ чтоженных «интерьеров» мягкие кресла, сцена с роялем и гардероб. Сейчас добровольные помощники рестав­ раторов, и честь им за это и хвала, помога­ ют восстановить многие разрушенные церк­ ви и монастыри. Еще раз отметим, разру­ шенные не временем (они простояли века), а умышленно человеческими руками — на­ шими же руками. Но что же станет с хра­ мами после реставрации? Церковь, превращенная в концертный зал, — такое же варварство, как превращение ее в склад, в лабораторию, в сельпо, в клуб. Велика ли разница между клубом и концертным залом, пусть и носящим пуш­ кинское имя? Да только в уровне, в клуб ходят колхозники, а в «пушкинский зал» пойдет московская интеллигенция. Тем стыднее должно быть нам, интеллигенции! Разрушавшие церкви не знали, что твори­ ли (многие, но не все, про то тоже не надо забывать). Мы-то, кажется, уже знаем. И для нас сейчас содействовать открытию концертных залов в подреставрированных храмовых зданиях — значит облагоражи­ вать уже содеянное зло, соучаствовать в нем, в сущности, участвовать в разделе до­ бычи, в разделывании трупа. Церковь не может быть ни концертным залом, ни выставочным залом, ни музеем на­ родного зодчества, ни музеем деревянной игрушки. Разве что она может быть музеем только самой себя, будучи действующей,— как собор святого Петра в Риме, бесчислен­ ные храмы по всей Италии и остальной З а ­ падной Европе, и как должны стать, конеч­ но, московские кремлевские соборы. Храм не есть только здание («памятник архитек­ туры»), тем более не только наружные сте­ ны. Сама архитектура его функциональна, предназначена для богослужения и молит­ вы, и нелепа в сочетании с чем-то иным. Храм составляет единство его внешнего и внутреннего убранства, колоколов, роспи­ сей, икон, свечей, пения и каждения,— духа и воли людей, построивших его и молящих­ ся в нем. Пусть мы неверующие (но не все); но на­ ши предки были верующими, за веру всхо­ дившими и на костер, они-то строили не склады и даже не музеи для своих дальних потомков. И когда они хотели поставить па­ мятник павшим, они строили церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, а не «музей-панораму Куликовской битвы», как, вероятно, сделали бы мы на их месте. Тем самым увековечивался дух, а не плоть, не просто политическая победа, пусть имев­ шая громадное значение для русской госу­ дарственности, а высшее над ней. А мы, превратив ту церковь после разгрома, поки­ нутости, — и реставрации в музей, ежеднев­ но нарушаем и топчем их волю. (Победу же в минувшей войне, купленную миллионной кровью, мы уверенно и самодовольно от­ мечаем холодными бездушными «мемориа­ лами», в грандиозности и безобразии кото­ рых как бы соревнуются разные города. Тем временем наши подростки, да и взрос­ лые, с интересом шарят по солдатским мо­ гилам, просто непохороненным трупам где-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2