Сибирские огни № 009 - 1990

какое высокое искусство, может быть (! — Н. К.), и не надо было уничтожать ради то­ го только, чтобы на его месте поставить Дворец Советов...» Какая холодность по от­ ношению к народной святыне! Где же такт и партийное чутье, о котором он говорил на встрече с М. С. Горбачевым? Не нужна нам такая позиция! Храм был построен на народные деньги, являлся святейшим па­ мятником, в него вложена народная душа и совершенно ни к чему оценивать эту ут­ рату мерками и классификационными приз­ наками, взятыми у теперешних искусство­ ведов. Искусствоведы здесь не судьи. Это все равно что сказать о преждевременно умершей матери: «Конечно, жаль, что она умерла, но ведь она была какая-то морщи­ нистая, некрасивая...». Или такт надо проявлять только по отно­ шению к национальным окраинам? Если бы аналогичная холодность была высказана в отношении, например, казахских, грузин­ ских или латышских святынь, то в соответ­ ствующих республиках такому явлению могли бы подобрать слово «русификация». А какое же слово подобрать русским лю­ дям, чтобы обозвать подобную холодность по отношению к русским святыням? Нет, это не русификация, этому явлению, ущем­ ляющему национальные чувства всех наро­ дов, надо подыскать другой термин. Рус­ ские тут ни при чем, ибо они сами, их культура, их память, во многом пострада­ ли от той Же «русификации». Я рад, что в студию пригласили В. Соло­ ухина. Считаю его подлинным интернацио­ налистом. Помню, как этот русский, точнее владимирский писатель с любовью, трога­ тельно писал о Якутии, как он боролся за судьбу творческого наследия якутского поэта Алексея Кулаковского, как тепло он говорил о Грузии. Это были не просто сло­ ва, это шло от сердца. Думаю, что человек, оторвавшийся от своего родного, нацио­ нального, человек, не почувствовавший бед своего народа, его истинных интересов, не сможет сердцем понять, полюбить культуру другого народа. А ведь без этого понимания все разговоры об интернациональном вос­ питании теряют смысл. Путь к интернацио­ нальному начинается от национального. * * * ...Волею судеб мне неоднократно приш­ лось бывать на Витебщине. Есть там под Оршей небольшое местечко, которое теперь называется Ореховск И есть там крохотная деревянная церквушечка, срубленная по то­ му поводу, что именно в этом селеньице когда-то стояла армия Михаила Илларио­ новича Кутузова и полководец приказал быстренько «срубить» церковь, чтобы помо­ литься в ней... Целы даже те арки, которые были сделаны еще в 1812 году! А самое главное — церквушечка продолжает жить, она действующая, с чудным молодым ба­ тюшкой, ленинградцем с высшим образова­ нием, прекрасным проповедником... Но, может быть, еще и от этого, больно и го­ рестно от нищеты и убожества храма, хотя стараний отец Виктор прикладывает на его украшение колоссальное количество. Дело в том, что перед войной церковь преврати­ ли в склад, все ценности при этом частью разграбили, частью уничтожили... Во время войны ее открыли немцы, за­ везли бумажных икон, а иконостас распи­ сать пришлось батюшке, которому уже бы­ ло за 60... В общем, сейчас в храме нет ни одной иконы, перед которой можно было бы молитвенно сложить руки... Немецкие — повыгорали давно, а «письмо» покойного отца Владимира не выдерживает никакой критики! Здесь нет ни одного нормального подсвечника, паникадила, нет ковровых до­ рожек — и все — в преддверии 175-летия войны 1812 года и тысячелетия крещения Руси!!! Годовой доход храма — 8—10 тыс. рублей. Сейчас отец Виктор проводит, на­ конец, в церковь паровое отопление (не бы­ ло и этого, зимой молиться просто невоз­ можно), на это у них уйдет половина дохо­ да... Сам он и в праздники, и в будни слу­ жит в единственном облачении, поскольку больше ничего нет. Владимир Алексеевич, милый, нельзя ли как-нибудь сподвигнуть хотя бы десяток литераторов на помощь этому прелестному и живому еще памятнику нашей истории?! Туда и надо-то десяток икон покрупнее, да одно паникадило, да штук шесть под­ свечников! Можно, кстати, будет вызвать в Москву самого отца Виктора и вместе с ним что-то купить в ихних мастерских! Причем, проявив нравственное мужество ко всем жертвенным покупкам, сделать надпи­ си, от кого и по какому случаю подарок... И пусть все это будет нашим, всех вкладом в историю, раз уж погублена величайшая святыня — Храм Христа Спасителя! Я сообщаю вам адрес отца Виктора на случай, ежели вдруг кто да и откликнется, захочет помочь. 211026, Ореховск, Витеб­ ской обл., ул. Пушкина, 3. Разомысльскому Виктору Александровичу. * * * Глубокоуважаемый Владимир Алексее­ вич! За последние несколько дней я трижды обращался к Вашему замечательному рас­ сказу «Похороны Степаниды Ивановны», опубликованному в девятом номере «Ново­ го мира». Первый раз читал сам, второй вслух вечером в кругу семьи. Третий раз вернулся к Вашему рассказу по очень гру­ стному поводу. В Москве в онкологическом центре умер ребенок наших знакомых. Нет, некоторые изменения в похоронном сервисе за эти 20 лет, пока лежал Ваш рассказ, все же произошли. Не потребовалось вмеша­ тельство министра для того, чтобы оцинко­ вать гроб, его уже можно заказать, правда, не по телефону, но все же номера на руках уже не пишут. Но вот привезли в клинику гроб. И как Вы думаете, какого он был раз­ мера? Угадали — 1,90, такие в ассортимен­ те. А вот в аэропорту нашим знакомым по­ везло меньше: во Львов из Москвы летает только ЯК-42, а в нем нет грузового отде­ ления. Поэтому нашим знакомым предло­ жили лететь в Ивано-Франковск, что в 300 км от Львова, т. к. туда летит самолет с грузовым отделением. Правда, после разго­ вора в «четыре глаза» с экипажем, главный аргумент, что гроб будет «травмировать», пассажиров, был забыт. Я собирался написать Вам, Владимир, Алексеевич, даже если бы и не случилась эта беда. Хотел просто поблагодарить за то,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2