Сибирские огни № 009 - 1990
какое высокое искусство, может быть (! — Н. К.), и не надо было уничтожать ради то го только, чтобы на его месте поставить Дворец Советов...» Какая холодность по от ношению к народной святыне! Где же такт и партийное чутье, о котором он говорил на встрече с М. С. Горбачевым? Не нужна нам такая позиция! Храм был построен на народные деньги, являлся святейшим па мятником, в него вложена народная душа и совершенно ни к чему оценивать эту ут рату мерками и классификационными приз наками, взятыми у теперешних искусство ведов. Искусствоведы здесь не судьи. Это все равно что сказать о преждевременно умершей матери: «Конечно, жаль, что она умерла, но ведь она была какая-то морщи нистая, некрасивая...». Или такт надо проявлять только по отно шению к национальным окраинам? Если бы аналогичная холодность была высказана в отношении, например, казахских, грузин ских или латышских святынь, то в соответ ствующих республиках такому явлению могли бы подобрать слово «русификация». А какое же слово подобрать русским лю дям, чтобы обозвать подобную холодность по отношению к русским святыням? Нет, это не русификация, этому явлению, ущем ляющему национальные чувства всех наро дов, надо подыскать другой термин. Рус ские тут ни при чем, ибо они сами, их культура, их память, во многом пострада ли от той Же «русификации». Я рад, что в студию пригласили В. Соло ухина. Считаю его подлинным интернацио налистом. Помню, как этот русский, точнее владимирский писатель с любовью, трога тельно писал о Якутии, как он боролся за судьбу творческого наследия якутского поэта Алексея Кулаковского, как тепло он говорил о Грузии. Это были не просто сло ва, это шло от сердца. Думаю, что человек, оторвавшийся от своего родного, нацио нального, человек, не почувствовавший бед своего народа, его истинных интересов, не сможет сердцем понять, полюбить культуру другого народа. А ведь без этого понимания все разговоры об интернациональном вос питании теряют смысл. Путь к интернацио нальному начинается от национального. * * * ...Волею судеб мне неоднократно приш лось бывать на Витебщине. Есть там под Оршей небольшое местечко, которое теперь называется Ореховск И есть там крохотная деревянная церквушечка, срубленная по то му поводу, что именно в этом селеньице когда-то стояла армия Михаила Илларио новича Кутузова и полководец приказал быстренько «срубить» церковь, чтобы помо литься в ней... Целы даже те арки, которые были сделаны еще в 1812 году! А самое главное — церквушечка продолжает жить, она действующая, с чудным молодым ба тюшкой, ленинградцем с высшим образова нием, прекрасным проповедником... Но, может быть, еще и от этого, больно и го рестно от нищеты и убожества храма, хотя стараний отец Виктор прикладывает на его украшение колоссальное количество. Дело в том, что перед войной церковь преврати ли в склад, все ценности при этом частью разграбили, частью уничтожили... Во время войны ее открыли немцы, за везли бумажных икон, а иконостас распи сать пришлось батюшке, которому уже бы ло за 60... В общем, сейчас в храме нет ни одной иконы, перед которой можно было бы молитвенно сложить руки... Немецкие — повыгорали давно, а «письмо» покойного отца Владимира не выдерживает никакой критики! Здесь нет ни одного нормального подсвечника, паникадила, нет ковровых до рожек — и все — в преддверии 175-летия войны 1812 года и тысячелетия крещения Руси!!! Годовой доход храма — 8—10 тыс. рублей. Сейчас отец Виктор проводит, на конец, в церковь паровое отопление (не бы ло и этого, зимой молиться просто невоз можно), на это у них уйдет половина дохо да... Сам он и в праздники, и в будни слу жит в единственном облачении, поскольку больше ничего нет. Владимир Алексеевич, милый, нельзя ли как-нибудь сподвигнуть хотя бы десяток литераторов на помощь этому прелестному и живому еще памятнику нашей истории?! Туда и надо-то десяток икон покрупнее, да одно паникадило, да штук шесть под свечников! Можно, кстати, будет вызвать в Москву самого отца Виктора и вместе с ним что-то купить в ихних мастерских! Причем, проявив нравственное мужество ко всем жертвенным покупкам, сделать надпи си, от кого и по какому случаю подарок... И пусть все это будет нашим, всех вкладом в историю, раз уж погублена величайшая святыня — Храм Христа Спасителя! Я сообщаю вам адрес отца Виктора на случай, ежели вдруг кто да и откликнется, захочет помочь. 211026, Ореховск, Витеб ской обл., ул. Пушкина, 3. Разомысльскому Виктору Александровичу. * * * Глубокоуважаемый Владимир Алексее вич! За последние несколько дней я трижды обращался к Вашему замечательному рас сказу «Похороны Степаниды Ивановны», опубликованному в девятом номере «Ново го мира». Первый раз читал сам, второй вслух вечером в кругу семьи. Третий раз вернулся к Вашему рассказу по очень гру стному поводу. В Москве в онкологическом центре умер ребенок наших знакомых. Нет, некоторые изменения в похоронном сервисе за эти 20 лет, пока лежал Ваш рассказ, все же произошли. Не потребовалось вмеша тельство министра для того, чтобы оцинко вать гроб, его уже можно заказать, правда, не по телефону, но все же номера на руках уже не пишут. Но вот привезли в клинику гроб. И как Вы думаете, какого он был раз мера? Угадали — 1,90, такие в ассортимен те. А вот в аэропорту нашим знакомым по везло меньше: во Львов из Москвы летает только ЯК-42, а в нем нет грузового отде ления. Поэтому нашим знакомым предло жили лететь в Ивано-Франковск, что в 300 км от Львова, т. к. туда летит самолет с грузовым отделением. Правда, после разго вора в «четыре глаза» с экипажем, главный аргумент, что гроб будет «травмировать», пассажиров, был забыт. Я собирался написать Вам, Владимир, Алексеевич, даже если бы и не случилась эта беда. Хотел просто поблагодарить за то,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2