Сибирские огни № 009 - 1990
ня говорила, чувствовала, передавала ребя там на уроке истории. Это было так. И в этом смысле — Вы являетесь автором удач ного урока. И, простите мне мою дерзость, я поздравляю Вас с Вашим успехом. Спасибо Вам за тридцать ребячьих душ, в которых зажглась, может быть, искорка любви и добра сегодня. * * * ...Мы уже должны были привыкнуть к виду «колоколы без крестов», но вот ока жешься в новом месте — городе ли, селе, увидишь на взгорке церковь и идешь погля деть, что от нее осталось. Вот на май была я в Дединове — это самобытное по исто рии, архитектуре, даже по расположению село на Оке длиною километров на семь. Ввечеру, на закате уже пошла к церкви Троицы и издали радовалась ее силуэту. Подошла и так бедно стало за наше варвар ство, на входе ржавая вывеска: памятник архитектуры конца 17 века, охраняется го сударством, а что с церковью — то страш но смотреть. Кругом на могилах валяются фрагменты украшений с богатой резьбой по белому камню, место которым только в му зее, на главном куполе нет креста, из дру гого ребра торчат, а кресты-то изумитель ной красоты, кружева такого ни на одной церкви не видела, крыша светится, коло кольня вот-вот свалится. Кругом церкви, прямо по могилам и памятникам трактор ные колеи да всякая грязь механизатор ская. А ведь, вероятно, из этой церкви бла гословляли спуск на воду Петром I перво го русского корабля «Орел», что был пост роен в бухте около нее. А на другом бере гу Оки, в Заречье, другой памятник архи тектуры Казанский собор — уже без купо лов, и не сбили их, сами упали несколько лет назад. А ведь село-то богатое издревле и поныне, и из миллионных доходов колхо за и совхоза можно было бы что-то выде лить, ведь привели в относительный поря док храм в центре села, что служит скла дом. Ведь при такой «охране» государством и нашем равнодушии скоро не будет на Ру си церквей, сколько их порушили в горя чие-то годы, а оставшиеся время догубит. Конечно, пишу я все, что Вы сами и лучше меня знаете, посему и пишу именно Вам. Но надо когда-то приниматься за дело, бить в оставшиеся колокола, начать хоть с печати, может быть, где-нибудь что-то еще можно спасти. Вот ратуем мы за «зеленого друга», но- в конце концов трудно, но мож но снова дерево, лес вырастить, но церквей больше строить не будут, это несомненно, да и не смогут сделать ни крест такой, ни резьбы, другие нынче времена, теперь и на личник-то резной в селе некому сделать. Много, до оскомины, говорят и пишут про то, что мы — хозяева Земли, а привести в порядок землю, на которой мы сейчас жи вем, времени у нас все нет, а заботы за ос тавленное нам предками добро хватает лишь на замок, в лучшем случае. Опять же не Вас я убеждаю, конечно, я понимаю, что сейчас в мире, и знаю, что есть куда го сударству деньги приложить. А если поду мать? В конце концов, можно всей страной сделать воскресник, да не формальный, для галочки, и деньги вложить в ремонт и ре ставрацию памятников. Вероятно, необхо димо и училище открыть для обучения спе- циалистов-реставраторов, ведь без них и при деньгах часто дело не клеится. Сколько погибло и гибнет памятников. Вы сами прекрасно знаете. Даже на моей недолгой памяти, помню около Тотьмы, на Сухоне, на острове был монастырь времен Петра 1, никому не мешал, ни уличному движению, ни населению, разрушили в бо- гоборническом радении, приезжаю как-то в Великий Устюг — смотрю, нет церквушки на Воздвиженье — нужен был кирпич для свинарника — это уже в наши-то, 60-е го ды. Вот так и разводим варварство и неве жество, которое начинается с того, что та щат с церковного кладбища памятники на фундамент, дезинфицируют известью цер ковь под склад для зерна с росписью Ре риха, выбивают камнями мозаику Спаса Нерукотворного (в имении кн. Тенишевой, в Талашкине), и чем кончится, трудно предугадать, но не только неверием в бога. Извините за мои сумбурные и резкие мысли, но больно становится за наше прош лое, за тех мастеров, что создали эту кра соту, ведь и с этого тоже стала есть наша Родина и должна начинаться у каждого но вого поколения. А то будет так, что наши дети, внуки наши будут знать и видеть па мятники Парижа и Кельна, Греции и Егип та и не будут даже подозревать, что и в их городе, их селе тоже были памятники, уничтоженные равнодушием и невежеством их родителей... * * * ...В июле 1987 г. на встрече М. С. Горба чева с руководителями средств массовой информации и творческих союзов Генрих Боровик, говоря о необходимости уделять больше внимания интернациональному вос питанию, сказал: «Редакторы должны с большим пониманием, тактом и партийным чутьем подходить к каждой публикации, затрагивающей межнациональные отноше ния. Здесь не все благополучно». Эти сло ва, сказанные человеком, часто появляю щимся на телеэкранах, обнадежили — я ждал от Г. Боровика серьезного и обстоя тельного разговора на тему о межнацио нальных отношениях. Однако, 12 августа меня настигло разочарование — в телепере даче «Позиция» из уст ведущего не прозву чало анализа причин обострившегося в по следнее время интереса к национальному вопросу. Почему вдруг стали часто гово рить об интернациональном воспитании? Почему получилось так, что «здесь не все благополучно»? На экране появлялись поо чередно то обаятельная женщина-казашка, то латыши, то грузины, приводились приме ры искренней дружбы между людьми раз ных национальностей, но анализа, единой мысли — не было. Где же позиция? Вообще-то, была попытка со стороны В. Солоухина дать правильную оценку при чинам негативных явлений в межнацио нальных отношениях. Но ведущий и неко торые участники передачи обрушили на не го залп критики, не дав ему ответного сло ва, причем вместо того, чтобы понять глав ную идею, вникнуть в мысль собеседника, огонь критики был сосредоточен на, быть может, не совсем удачном примере, к кото рому прибег В. Солоухин, процитировав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2