Сибирские огни № 009 - 1990
Краткий сюжет ее: ученый трутень, со своей точки зрения, пишет, какая значи тельная роль трутней в жизни пчелиной семьи, как благодаря им, и только им, идет достаток, благополучие и мудрый пчелиный распорядок в семье пчел и т. д. А что если представить, что Толстой жил бы в наши дни и смог бы допустить объек тивный анализ действительности... как бы он переписал бы дополнил эту притчу? Возможно и так: Волею судьбы трутни из пассивных, не «разумных» наблюдателей за жизнью пчел — превратились в «разумных» беспреко словных вершителей жизни пчел. Во-первых, согнали пчел с теплых, род ных сотов в многоэтажные ульи — резерва ции, во-вторых, запретили складывать мед в индивидуальные ячейки, а поставили на пасеке бидоны под мед и приказали всем семьям пчел, всей пасеке складывать мед только туда. Странное, фантастическое произошло тог да перевоплощение: большая часть рабо чих пчел превратились в трутней и, летая тучей около сладкого меда, стали, подра жая трутням, трубить о лености, бесхозяй ственности, нерадивости пчел, не хотящих понять выгоду нового порядка, но плохо внимают болтовне трутней пчелы, хотя и носят покорно мед в бидон; некоторые из них, модернизированные, даже умудряются принести в бидон не 20 — 30—40 милли граммов меда, как положено им по природе — а до 100—200 и больше. Часть меда, где больше, где меньше, про ливают, теряют, не долетев до бидона, ну, желающих полакомиться даровым медком недостатка нет, часть самих пчел, трутней, не брезгующих подбирать утерянное и лег кодоступное, часть этого меда достается прочим летающим на пасеке; все привыкли к такому порядку и довольствуются тем, что есть, часть меда гибнет безвозвратно, бидон заполняется очень плохо, с большим трудом. Но несмотря ни на что, трутни, все боль шей и большей увеличивающей своей мас сой, гудят с раннего утра до позднего вече ра, пропагандируют тезисы, лозунги, целые ученые трактаты, доказывающие преимуще ство только их, т. е. трутней, нового поряд ка семьи пчел — приводя в доказательство многочисленные примеры самоотверженно го труда пчел-уникумов. Пасека подверглась страшной трагедии— вековой, естественный природный уклад жизни пчел разметан без сожаления, под высокой эгидой передовых, гуманных, на думанных, но не жизненных идей уничто жена небольшая, сама по себе, но много численная трудовая, полноправная труже ница. Несмотря на самоуверенность, эрудицию, деспотизм трутней, на пасеке нет больше трудового, спокойного гула рабочих пчел, нет идиллии, красоты, все это заменено пу стой, наставнической болтовней трутней и присоединившихся к ним отрутиевевших рабочих пчел, и вся эта масса, в несколько раз больше самих рабочих пчел, учит, на ставляет, уговаривает оставшихся рабочих пчел — где, когда, как, сколько и чем соби рать нектар. А рабочие пчелы не столько заинтересо ваны сбором меда — сколько попасть в пе редовики, а это удается, только подражая гудению трутней — престиж их, т. е. трут ней, важнее меда. Труд пчелиной семьи из радостного, сво бодного, производительного — обратился скучным, подневольным, малопродуктив ным. Пчелиная семья состояла из многочислен ных обязанностей труда каждой особи пчел — и садились они за стол трапезы и места обитания все равные, семья пчел — это монолит. Теперь львиную долю питания, лучшие места обитания имеют только те трутни, кои больше всех трубят о распоряд ке рабочего дня пчел и о скучных, ненуж ных рекламациях. На пасеке теперь табель — от полупор- ции до одной, двух, трех, четырех и даже пяти порций меда (хотя желудочек у пче лы один у всех, куда девать 4 порции — затрудняюсь сказать), эта или еще какие причины — но монолит пчелиной семьи раз бит, кто летит за нектаром, кто сидит и пишет куда, когда, с какой тарой полетела пчела, а заодно подсчитывает, сколько все го пчелы принесли меда (получается очень внушительно, неважно, что все это часто дутое вранье). А как обеспокоены трутни, вершители судьбы пчел крупного масштаба, не выпу скающие из рук дирижерской палочки, но, может, для кого и выходит под управлени ем этих дирижеров симфония, но для рабо чих пчел это только сумбурный «ералаш», благо и не слышат ее пчелы, спят всю зиму. Бедняга пасечник Рудый Панько! Прими к своим слезам о порушенной пасеке и мои слезы, долгие годы прожившего бок о бок с труженицей пчелой, зная, любя, уважая ее честный, благородный уклад жизни. # * * ...И вот теперь, сегодня, я знаю, что не только вправе, но даже обязана написать Вам. Потому что должны же Вы узнать о своем сегодняшнем успехе и даже малень ком триумфе, если хотите. Все очень прос то. Сегодня утром в одной из московских школ, в 7 классе, давала один из своих пер вых уроков истории студентка пединститу та. Тема урока: «Русская культура в XIV —XVI вв.» Когда она им рассказывала о Рублеве, о его «Троице», произошло ма ленькое «чудо»: ребята поняли то, что хоте ла им высказать их новая учительница, по чувствовали то, что вот уже несколько сот лет волновало и волнует в разное время всех, кто подолгу стоит перед творением русского человека — Андрея Рублева. О том, что чудо произошло, она узнала по тому, как посерьезнели ребячьи лица и тридцать пар обеспокоенных, взволнован ных глаз устремились на экран. С ребята ми что-то произошло, исчез и след равно душия. В общем, и для них, и для учитель ницы это были бесконечно важные мгнове ния, из которых, наверное, рождается что- то близкое к «вечным ценностям». А теперь раскрою секрет этого «чуда». Дело в том, что урок этот готовился под впечатлением и влиянием Ваших «Писем из Русского музея». И Вы, вернее, Ваши мыс ли, воплощенные в строчках этой книги, незримо присутствовали во всем том, что я (потому что этой студенткой была я) сегод- 5 Сибирские огни № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2