Сибирские огни № 009 - 1990
В свое время находились люди, которые видели в колоколах только цветной металл. Между тем колокола — это музыкальные инструменты. Если взять себестоимость рояля, то, впол не вероятно, что она равна себестоимости какого-нибудь сельскохозяйственного ору дия. Нет необходимости доказывать, что сельскохозяйственные орудия полезнее му зыкальных инструментов. Из этого вовсе не вытекает, что музыкальные инструменты не нужны. Если нужны рояли, то нужны и ко локола. Мне, например, колокольный звон нравится гораздо больше, чем игра любого пианиста. Музыкальные критики могут со мной не согласиться так же, как и я с ними. Церковники не случайно из всех музы кальных инструментов выбрали именно ко локола. Колокола всего демократичнее, они не требуют специальной музыкальной под готовки, исполнителем на них может быть любой. Не случайно Герцен назвал свой журнал «Колоколом»... Между тем ни для кого не секрет, что некоторые хозяйственники пы тались в свое время увеличить выплавку цветного металла за счет... колоколов! Снятие колоколов и разрушение церквей не свидетельствуют о росте духовной жиз ни, скорее — наоборот — говорят о духов ном упадке, о притуплении того самого эстетического чувства, о котором упомина ет Владимир Солоухин. Если вера в бога и атеизм вопрос совес ти, то варварское уничтожение созданных народом памятников следует отнести к вопросу бессовестности! В двадцатые и в начале тридцатых го дов находились ярые противники рождест венских елок и под видом антирелигиозной пропаганды пытались лишить детей ра дости. Народ с этими «антирелигиозника ми» не согласился: елки были названы но вогодними, и дети им радуются. А почему радуются? По той простой причине, что маленькие дети понимают красоту лучше, чем некоторые большие дяди и тети! Б. Можаев и А. Борщаговский ссылают ся на современную жизнь деревни. Они правы: нет там ни лелей, ни русалок, ни снегурочек, ни хороводов, ни сарафанов. В 1939-м году один поэт написал поэму о Есенине. Поэт этот писал, что был в Ряза ни, стихов Есенина там не слышал, а слы шал песни Лебедева-Кумача. Поэт этот не лгал: он действительно слышал Лебедева- Кумача, а не Есенина. Из этого вовсе не следует, что Лебедев-Кумач заменил Есе нина. В свое время были критики, которые объ явили Сергея Есенина кулацким поэтом. А тот самый народ, который пел Лебедева- Кумача, с этими критиками не согласился. Сергей Есенин не кулацкий, а народный поэт. Когда люди ждут поезда, то для них рас писание поездов важнее всех стихов и прозаических произведений. Из этого вовсе не следует, что расписание поездов самый важный литературный жанр. Б. Можаев пишет: «Одевание по прика зу нарядов да венков много радости не принесет». Мысль правильная, а как она выражена? Неправильно! Следовало сказать: надева ние по приказу нарядов и венков. Одевают кого-то, надевают что-то. Это мелочь, но>. и на мелочи следует обращать внимание. Разумеется, не следует административ ным способом насаждать хороводы. Солоу хин этого и не предлагает. Он считает, что хороводы заслуживают большего уважения, нежели получившие широкое распростране ние западные танцы. Если хороводы возро дятся, то будет очень хорошо. Я был в Якутии и наблюдал там ехор. А что такое ехор? Тот же хоровод. Если в якутских поселках ехор пользуется широкой популярностью, то почему в русских селах не быть хороводу? Хороводы не модны. Согласен. А что та кое мода? Мода — это именно то, что завт ра будет старомодным. Мода — это поверх ность, а не глубина. Моды противоречат друг другу. Трудно сказать, что сейчас более модно: каждый день бриться или ходить с бородой? Заме чу, что и бритье бороды, и ее ношение оди наково устарели; а мужчины могут только бриться или не бриться. Наконец, не мы для моды, а мода для нас. В современной деревне можно увидеть телевизоры, а не хороводы. Правильно. Те левизоры приносят много пользы и много... вреда! Польза очевидна: приобщение сель ского жителя к городской культуре. Вред тоже очевиден: телевизоры отвлекают де тей от уроков, портят зрение, а зачастую и вкус. Телепрограммы не всегда на высоте. В то же время телевидение все шире внедряется в технику и быт, и задержать это внедрение невозможно, да и не нужно. Я далек от схоластического противопостав ления хороводов телевизорам. Телевизоры и хороводы не антагонисты, напротив, теле зрители могут любоваться и хороводами. Между тем жених приехал за своей не вестой на самосвале... Жених не виноват: у него не было тройки с бубенцами. А разве это хорошо, что у жениха не было такой тройки? Б. Можаев может мне возразить, ска зать, что «жениху не до жиру, быть бы жи ву». Так ли это на самом деле? Жених парень молодой, работает на са мосвале, работает за семьдесят телег. «Должон» он за свой тр»уд вознаграждение иметь? В старину владелец семидесяти те лег не так свою свадьбу справлял! Великий технический прогресс не должен убивать чувства красоты. Красота накап ливалась веками, и не надо от этой красо ты отказываться. Правы Б. Можаев и Александр Борща говский, говоря о том, что не все из того, что предлагает Владимир Солоухин, в на стоящее время осуществимо. Но прав и Владимир Солоухин, ратующий за сохране ние национальной самобытности, за воз рождение хороших обрядов. Николай Глазков * * * ...Есть у Л. Н. Толстого небольшая лите ратурная вещь — аллегория «История пче линого улья с лубочной крышкой», напи санная ученым трутнем Тру-Тру. Эта притча была царским правительст вом России запрещена, ее и сейчас можно найти только в академическом издании со чинений1Л. Н. Толстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2