Сибирские огни № 009 - 1990

В свое время находились люди, которые видели в колоколах только цветной металл. Между тем колокола — это музыкальные инструменты. Если взять себестоимость рояля, то, впол­ не вероятно, что она равна себестоимости какого-нибудь сельскохозяйственного ору­ дия. Нет необходимости доказывать, что сельскохозяйственные орудия полезнее му­ зыкальных инструментов. Из этого вовсе не вытекает, что музыкальные инструменты не нужны. Если нужны рояли, то нужны и ко­ локола. Мне, например, колокольный звон нравится гораздо больше, чем игра любого пианиста. Музыкальные критики могут со мной не согласиться так же, как и я с ними. Церковники не случайно из всех музы­ кальных инструментов выбрали именно ко­ локола. Колокола всего демократичнее, они не требуют специальной музыкальной под­ готовки, исполнителем на них может быть любой. Не случайно Герцен назвал свой журнал «Колоколом»... Между тем ни для кого не секрет, что некоторые хозяйственники пы­ тались в свое время увеличить выплавку цветного металла за счет... колоколов! Снятие колоколов и разрушение церквей не свидетельствуют о росте духовной жиз­ ни, скорее — наоборот — говорят о духов­ ном упадке, о притуплении того самого эстетического чувства, о котором упомина­ ет Владимир Солоухин. Если вера в бога и атеизм вопрос совес­ ти, то варварское уничтожение созданных народом памятников следует отнести к вопросу бессовестности! В двадцатые и в начале тридцатых го­ дов находились ярые противники рождест­ венских елок и под видом антирелигиозной пропаганды пытались лишить детей ра­ дости. Народ с этими «антирелигиозника­ ми» не согласился: елки были названы но­ вогодними, и дети им радуются. А почему радуются? По той простой причине, что маленькие дети понимают красоту лучше, чем некоторые большие дяди и тети! Б. Можаев и А. Борщаговский ссылают­ ся на современную жизнь деревни. Они правы: нет там ни лелей, ни русалок, ни снегурочек, ни хороводов, ни сарафанов. В 1939-м году один поэт написал поэму о Есенине. Поэт этот писал, что был в Ряза­ ни, стихов Есенина там не слышал, а слы­ шал песни Лебедева-Кумача. Поэт этот не лгал: он действительно слышал Лебедева- Кумача, а не Есенина. Из этого вовсе не следует, что Лебедев-Кумач заменил Есе­ нина. В свое время были критики, которые объ­ явили Сергея Есенина кулацким поэтом. А тот самый народ, который пел Лебедева- Кумача, с этими критиками не согласился. Сергей Есенин не кулацкий, а народный поэт. Когда люди ждут поезда, то для них рас­ писание поездов важнее всех стихов и прозаических произведений. Из этого вовсе не следует, что расписание поездов самый важный литературный жанр. Б. Можаев пишет: «Одевание по прика­ зу нарядов да венков много радости не принесет». Мысль правильная, а как она выражена? Неправильно! Следовало сказать: надева­ ние по приказу нарядов и венков. Одевают кого-то, надевают что-то. Это мелочь, но>. и на мелочи следует обращать внимание. Разумеется, не следует административ­ ным способом насаждать хороводы. Солоу­ хин этого и не предлагает. Он считает, что хороводы заслуживают большего уважения, нежели получившие широкое распростране­ ние западные танцы. Если хороводы возро­ дятся, то будет очень хорошо. Я был в Якутии и наблюдал там ехор. А что такое ехор? Тот же хоровод. Если в якутских поселках ехор пользуется широкой популярностью, то почему в русских селах не быть хороводу? Хороводы не модны. Согласен. А что та­ кое мода? Мода — это именно то, что завт­ ра будет старомодным. Мода — это поверх­ ность, а не глубина. Моды противоречат друг другу. Трудно сказать, что сейчас более модно: каждый день бриться или ходить с бородой? Заме­ чу, что и бритье бороды, и ее ношение оди­ наково устарели; а мужчины могут только бриться или не бриться. Наконец, не мы для моды, а мода для нас. В современной деревне можно увидеть телевизоры, а не хороводы. Правильно. Те­ левизоры приносят много пользы и много... вреда! Польза очевидна: приобщение сель­ ского жителя к городской культуре. Вред тоже очевиден: телевизоры отвлекают де­ тей от уроков, портят зрение, а зачастую и вкус. Телепрограммы не всегда на высоте. В то же время телевидение все шире внедряется в технику и быт, и задержать это внедрение невозможно, да и не нужно. Я далек от схоластического противопостав­ ления хороводов телевизорам. Телевизоры и хороводы не антагонисты, напротив, теле­ зрители могут любоваться и хороводами. Между тем жених приехал за своей не­ вестой на самосвале... Жених не виноват: у него не было тройки с бубенцами. А разве это хорошо, что у жениха не было такой тройки? Б. Можаев может мне возразить, ска­ зать, что «жениху не до жиру, быть бы жи­ ву». Так ли это на самом деле? Жених парень молодой, работает на са­ мосвале, работает за семьдесят телег. «Должон» он за свой тр»уд вознаграждение иметь? В старину владелец семидесяти те­ лег не так свою свадьбу справлял! Великий технический прогресс не должен убивать чувства красоты. Красота накап­ ливалась веками, и не надо от этой красо­ ты отказываться. Правы Б. Можаев и Александр Борща­ говский, говоря о том, что не все из того, что предлагает Владимир Солоухин, в на­ стоящее время осуществимо. Но прав и Владимир Солоухин, ратующий за сохране­ ние национальной самобытности, за воз­ рождение хороших обрядов. Николай Глазков * * * ...Есть у Л. Н. Толстого небольшая лите­ ратурная вещь — аллегория «История пче­ линого улья с лубочной крышкой», напи­ санная ученым трутнем Тру-Тру. Эта притча была царским правительст­ вом России запрещена, ее и сейчас можно найти только в академическом издании со­ чинений1Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2