Сибирские огни № 009 - 1990
го дома. Дед проработал у Толстого 20 лет, а отец —• 15, вплоть до кончины хозяина Ясной Поляны в 1910 году. Когда я все это рассказал, то мне ответили, что и я, и вся моя семья питались крохами с графского стола. В комсомол, разумеется, не приняли. Эта пощечина до сих пор огнем горит на моей щеке. Вначале я ожесточился, но потом понял, что это была работа врагов России, кото рые с самого Октября стремились лишить нас чувства национального самосознания. И им это во многом удалось... * * * ...Посылаю Вам впервые обнаруженную фотографию (1920 г.) церкви Михаила Ар хангела (XVIII в.) в с. Тараканове, где вен чались Ал. Блок и Люб. Дм. Менделеева и где отпевали А. Н. Бекетова. Сейчас архи текторы Всесоюзного Производственного Научно-Реставрационного комбината Ми нистерства культуры СССР разрабатывают проекты восстановления церкви в Таракано ве и дома в Шахматове. Однако это еще не предрешает воплощения проектов, тем более — к 100-летию Ал. Блока — к 1980 году. Желательно добиться включения Блоков ских мест, удачно расположенных на трассе между двух столиц, в ряд т. и. «объектов олимпийского показа». В церкви был бы хоть концертный зал, а в доме — музей. Так или иначе, полюбуйтесь, до чего хоро ша была Таракановская церковь, усадебная по замыслу. Ст. Лесневский И почему надо, чтобы спасти церковь, в которой венчались А. Блок и дочь Менделе ева, включать ее в «объект олимпийского показа»? Где теперь эта олимпиада, а «воз и ныне там». И Шахматове и Тараканов ская церковь в еще большем — естественно — запустении. * * * Это письмо не мне, а, должно быть, в ка кую-то редакцию. Письмо (статья) написа но, когда разгорелась полемика вокруг моей статьи «Творец или зритель» (народ). Дело прошлое и опубликовать такую статью не имело бы смысла. Если бы не ее автор... Николай Глазков! Замечательный ориги нальный поэт. Коля Глазков. Сейчас собира ют заинтересованные энтузиасты по строчеч- ке им написанное. А тут из вороха писем «вынулась» целая статья Коли Глазкова! Уж если я составляю книгу из писем, было бы просто преступно обойти эту статью. Жених на самосвале, это из «Вологодской свадьбы» А. Яшина. Жених приехал за своей невестой на са мосвале... Владимир Солоухин видит в этом факте притупление эстетического чувства. Между самосвалом и телегой, на которой возили навоз, есть разница техническая, но нет разницы функциональной: и самосвал и те лега выполняют примерно одну и ту же черную работу. Б. Можаев и Александр Борщаговский возражают Солоухину: <9о мээа н умотэко I — У жениха имелся самосвал и не было тройки с бубенцами. Солоухин ратует за возрождение краси вых обрядов, за активное восприятие пре красного. Б. Можаев и А. Борщаговский полагают, что обряды эти устарели и не соответству ют нынешнему дню, что жители деревни не обязательно должны быть творцами и ис полнителями. Кто прав?! Владимир Солоухин прав, но Можаев и Борщаговский тоже правы. Бойцы пили спирт из консервных банок: у них не было в тот момент никакой другой посуды. Между тем спиртные напитки го раздо приятнее пить из хрустальных или стеклянных рюмок. Духовная жизнь народа за последние де сятилетия колоссально возросла. И я не ошибусь, если скажу, что духовная жизнь не только возросла, но и деградировала. Что возросла — это хорошо, что деградиро вала — плохо. Правильно говорит Александр Борща говский — хороводы нынче не в моде. Разумеется, не было никакого «антихоро- водного» заговора. Но если понимать хороводы шире, то антихороводный сговор был. Правильно замечает Б. Можаев, что в некоторых кол хозах коровники — самые красивые соору жения. Но не станет Б. Можаев утвер ждать, что колхозные коровники, с точки зрения архитектурной, красивее православ ных храмов! И советские граждане, и ино странцы любуются на Красной площади со бором Василия Блаженного. Подмосковной молочной фермой тоже можно любоваться, но не так. Можно любить женщину и лю бить маслины. Между этими «любить» нельзя ставить знака равенства. Чем отличается село от деревни? В ста рину на этот вопрос отвечали так: в селе есть церковь, в деревне нет. Нынче на этот вопрос все ответят по-разному (если не верите, то проверьте на своих знакомых). В 1940-м году в первом классе Чернухин- ской средней школы учительница задала детям вопрос — из чего делают кирпичи? Один мальчик поднял руку и ответил — из церквей!! Маленький первоклассник не был знаком с кирпичным производством, но видел, как перед его домом разрушали церковь. Была ли хозяйственная необходимость в уничтожении ценных памятников архитек туры? Такой необходимости не было. Сторонники разрушений уверяли и уве ряют до сих пор, что ценны только архи тектурные памятники отдаленных веков, а памятники девятнадцатого и двадцатого столетий никакой ценности не представля ют. Так ли это на самом деле? Через тыся чу лет девятнадцатый и двадцатый века станут столь же отдаленными. Поборники разрушений, вероятно, ска жут, что они живут современностью, что им наплевать на то, что будет через тысячу лет. В этом наплевизме нет ничего удиви тельного: людям, которым плевать на прош лое, плевать и на будущее. Они живут од ним днем. Не так давно я посетил Владимира Со лоухина и увидел у него прекрасную кол лекцию КОЛОКОЛОВ. Аинке л)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2