Сибирские огни № 009 - 1990

го дома. Дед проработал у Толстого 20 лет, а отец —• 15, вплоть до кончины хозяина Ясной Поляны в 1910 году. Когда я все это рассказал, то мне ответили, что и я, и вся моя семья питались крохами с графского стола. В комсомол, разумеется, не приняли. Эта пощечина до сих пор огнем горит на моей щеке. Вначале я ожесточился, но потом понял, что это была работа врагов России, кото­ рые с самого Октября стремились лишить нас чувства национального самосознания. И им это во многом удалось... * * * ...Посылаю Вам впервые обнаруженную фотографию (1920 г.) церкви Михаила Ар­ хангела (XVIII в.) в с. Тараканове, где вен­ чались Ал. Блок и Люб. Дм. Менделеева и где отпевали А. Н. Бекетова. Сейчас архи­ текторы Всесоюзного Производственного Научно-Реставрационного комбината Ми­ нистерства культуры СССР разрабатывают проекты восстановления церкви в Таракано­ ве и дома в Шахматове. Однако это еще не предрешает воплощения проектов, тем более — к 100-летию Ал. Блока — к 1980 году. Желательно добиться включения Блоков­ ских мест, удачно расположенных на трассе между двух столиц, в ряд т. и. «объектов олимпийского показа». В церкви был бы хоть концертный зал, а в доме — музей. Так или иначе, полюбуйтесь, до чего хоро­ ша была Таракановская церковь, усадебная по замыслу. Ст. Лесневский И почему надо, чтобы спасти церковь, в которой венчались А. Блок и дочь Менделе­ ева, включать ее в «объект олимпийского показа»? Где теперь эта олимпиада, а «воз и ныне там». И Шахматове и Тараканов­ ская церковь в еще большем — естественно — запустении. * * * Это письмо не мне, а, должно быть, в ка­ кую-то редакцию. Письмо (статья) написа­ но, когда разгорелась полемика вокруг моей статьи «Творец или зритель» (народ). Дело прошлое и опубликовать такую статью не имело бы смысла. Если бы не ее автор... Николай Глазков! Замечательный ориги­ нальный поэт. Коля Глазков. Сейчас собира­ ют заинтересованные энтузиасты по строчеч- ке им написанное. А тут из вороха писем «вынулась» целая статья Коли Глазкова! Уж если я составляю книгу из писем, было бы просто преступно обойти эту статью. Жених на самосвале, это из «Вологодской свадьбы» А. Яшина. Жених приехал за своей невестой на са­ мосвале... Владимир Солоухин видит в этом факте притупление эстетического чувства. Между самосвалом и телегой, на которой возили навоз, есть разница техническая, но нет разницы функциональной: и самосвал и те­ лега выполняют примерно одну и ту же черную работу. Б. Можаев и Александр Борщаговский возражают Солоухину: <9о мээа н умотэко I — У жениха имелся самосвал и не было тройки с бубенцами. Солоухин ратует за возрождение краси­ вых обрядов, за активное восприятие пре­ красного. Б. Можаев и А. Борщаговский полагают, что обряды эти устарели и не соответству­ ют нынешнему дню, что жители деревни не обязательно должны быть творцами и ис­ полнителями. Кто прав?! Владимир Солоухин прав, но Можаев и Борщаговский тоже правы. Бойцы пили спирт из консервных банок: у них не было в тот момент никакой другой посуды. Между тем спиртные напитки го­ раздо приятнее пить из хрустальных или стеклянных рюмок. Духовная жизнь народа за последние де­ сятилетия колоссально возросла. И я не ошибусь, если скажу, что духовная жизнь не только возросла, но и деградировала. Что возросла — это хорошо, что деградиро­ вала — плохо. Правильно говорит Александр Борща­ говский — хороводы нынче не в моде. Разумеется, не было никакого «антихоро- водного» заговора. Но если понимать хороводы шире, то антихороводный сговор был. Правильно замечает Б. Можаев, что в некоторых кол­ хозах коровники — самые красивые соору­ жения. Но не станет Б. Можаев утвер­ ждать, что колхозные коровники, с точки зрения архитектурной, красивее православ­ ных храмов! И советские граждане, и ино­ странцы любуются на Красной площади со­ бором Василия Блаженного. Подмосковной молочной фермой тоже можно любоваться, но не так. Можно любить женщину и лю­ бить маслины. Между этими «любить» нельзя ставить знака равенства. Чем отличается село от деревни? В ста­ рину на этот вопрос отвечали так: в селе есть церковь, в деревне нет. Нынче на этот вопрос все ответят по-разному (если не верите, то проверьте на своих знакомых). В 1940-м году в первом классе Чернухин- ской средней школы учительница задала детям вопрос — из чего делают кирпичи? Один мальчик поднял руку и ответил — из церквей!! Маленький первоклассник не был знаком с кирпичным производством, но видел, как перед его домом разрушали церковь. Была ли хозяйственная необходимость в уничтожении ценных памятников архитек­ туры? Такой необходимости не было. Сторонники разрушений уверяли и уве­ ряют до сих пор, что ценны только архи­ тектурные памятники отдаленных веков, а памятники девятнадцатого и двадцатого столетий никакой ценности не представля­ ют. Так ли это на самом деле? Через тыся­ чу лет девятнадцатый и двадцатый века станут столь же отдаленными. Поборники разрушений, вероятно, ска­ жут, что они живут современностью, что им наплевать на то, что будет через тысячу лет. В этом наплевизме нет ничего удиви­ тельного: людям, которым плевать на прош­ лое, плевать и на будущее. Они живут од­ ним днем. Не так давно я посетил Владимира Со­ лоухина и увидел у него прекрасную кол­ лекцию КОЛОКОЛОВ. Аинке л)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2