Сибирские огни № 009 - 1990
вающее всяких похвал. Но при чем тут Рос товский кремль? С нашей точки зрения, это трудно совме стить. Мы сами были в кремле на экскурсии (некоторые не один раз) и нам было очень неприятно и даже больно видеть хмельных туристов, поющих песни нетрезвыми голо сами, разгуливающих по территории кремля чуть ли не в плавках. Отовсюду неслась громыхающая музыка, музыка вполне нор мальная в любом другом месте, но не здесь. Тишина — явление вневременное. Тишиной веет от монастырей и храмов. Ведь сама тишина усиливает впечатление, помогает благоговейному восприятию этой невероят ной красоты. А какое уж тут благоговение и возвышенное восприятие после веселого ужина в Красной палате. Ведь никому же не приходит в голову прийти в Лувр или Эрмитаж под хмельком и петь там пусть даже самые лучшие песни. Это дико. А ведь Ростовский кремль — это же не менее сильный по воздействию на человека и изумительный по красоте памятник, к тому же куда более древний! Почему же мы допускаем это? Искусство ведь дело очень серьезное и нельзя его пропагандировать через ресторан и экзотические спаленки-кельи. Тов. Ме- лентьев пишет, что «хоромы для пришест вия великих государей» и не задумывались как кельи для ханжеского смирения. Ви дели они и торжественные церемонии, и ве селье, и шумные пиры. Правильно. По ведь это же история! Белая палата построена по типу Грано витой палаты Московского кремля. Однако необычайная пространственность Гранови той палаты в Ростове была заменена не виданной монументальностью, придавшей ей совершенно иной облик. С ней могла поспорить лишь Крестовая палата Москов ского кремля! А кто же это сможет теперь увидеть и по чувствовать? А Храм Спаса на Сенях? Внутреннее ус тройство его уникально — это единственный храм, устроенный, как писал летописец, «особым дивным образом». Алтарь, иконостас, солея и все стены по крыты фресковой живописью. А как быть с этим? Ведь мы же не перестраиваем под ре сторан Грановитую палату и не устраиваем там хмельных пиров и не утверждаем, что так целесообразнее воспринимать ее совер шенство. Можно построить дом отдыха в церкви Покрова на Нерли (отличное место!) и от носиться к искусству потребительски. Ведь страшно же подумать! А потребительство и благоговение — вещи абсолютно несовместимые. Так что история и искусство — это одно, а ресторан и экзотический ночлег — абсолют но другое, и делать из них винегрет нельзя. И еще одно высказывание автора: «Тот, кому приходилось пользоваться гостеприим ством молодежного центра в Ростовском кремле, наверняка запомнил и необычные номера-кельи, и крутые лестничные перехо ды...», и т. д. А кому не приходилось? Та ких ведь огромное большинство. И разве более важно удивить и поразить кучку наших и зарубежной'турИЙоВ,^ ч№ ’ воспитывать совершенством этого сооруже ния, красотой сокровищ ростовского музея тысячи и тысячи наших людей, молодых и не очень молодых. Ведь это как раз то, что с огромной силой пробуждает в людях чув ство любви к Родине, к ее истории. И наверное, не менее сильное впечатление оставит высокое отношение к древней куль туре у тысяч людей, чем у немногих, про шедших через «номера-кельи», и что же важнее? Для ночлега и обеда много места на бе регах прекрасного озера Неро, где можно построить все, что угодно. Там сама приро да создает требуемую экзотику. Нам пришлось разговаривать с туриста ми, отдыхающими на турбазе в кремле. И ведь большинство (!) говорили о ре сторане, кухне, спальнях и почти никто о кремле, о музее, о красоте ансамбля. Так что же главное в Ростовском крем ле? Ресторан и кухня? И не воспитывает ли это в людях не восхищение красотой, а потребительство, и только его? Поэтому Ростовский кремль должен ре ставрироваться, а не перестраиваться под спальни и танцплощадки. Безжалостное переустройство внутренне го убранства искажает строгий смысл древ него интерьера. Мы полностью согласны с автором ста тьи т. Лобовской — ростовский музей дол жен расширяться и, прежде всего, на тер ритории Ростовского кремля, т. к. совме стить архитектурный ансамбль и сокрови ща музея несомненно логичнее и целесооб разнее, чем вносить диссонанс, создавая аб солютно чужеродное учреждение — турист ский комплекс. Таким образом нам удастся сохранить и усилить «гармонию единого за мысла» (слова т. Мелентьева). Сотрудники института «Гидропроект» Члены общества охраны памятников истории и культуры. 40 подписей * * * ...Ваши «Владимирские проселки», что пе чатаются в «Новом мире», читаются с боль шим интересом. Но мне, как читателю, по следние годы что-то не везет: как заинтере суешься какой-то вещью — бац, через не которое время на эту вещь низвергаются критические громы и молнии. И чаще всего это случается с «Новым миром». Начиная со статьи Померанцева и кончая Дудинце- вым и Кабо, все я никак не попаду на нуж ную линию. Поэтому, при чтении «Влади мирских проселков» у меня возникло опасе ние: а может быть, читатели будут реагиро вать на эту вещь иначе? Посылаю Вам образец такой, по моему мнению, вполне вероятной реакции. Желаю все-таки, чтобы таких писем «на самом де ле» вам не довелось получать. С сердечным приветом Е. Суханова. Уважаемая редакция журнала «Новый мир»! Я, старый подписчик журнала, хочу выра зить свое возмущение тем, что Вы пред ставляете место на страницах журнала для таких, с позволения сказать, произведений, как «Владимирские ЬрОееЛйи» ЙеизвесКюгО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2