Сибирские огни № 009 - 1990
зея-запозедника «Торум-маа», куда мы стали свозить оставшиеся кое-где еще старинные избы, кумирни, предметы местного быта. ...И увидел однажды Мирсуснэхум на стоящего филина. С высокой вершины говорил филин: Я, филин — мохнатые уши. Я, филин — честные глаза. Я, филин — ночная дума. Сижу на высоком дереве и гугукаю. Попробуй, напади злой дух,—заклюю. Попробуй, навались горячка, — выгоню. Я сильнее всякой птицы, Летающей в поднебесье. Я могучее всякого зверя, Бегающего по земле... Я мудрее всякого думающего. — Разве птица, сама себя расхвали вающая, — сильная птица? — спросил Мирсуснэхум. — Птице сверху виднее! Возвратившись в Ханты-Мансийск не сколько лет назад, вижу: многое зависит от руководителей. И многие «перестрои лись» лишь на словах, а на реальную жизнь смотрят свысока. На заседаниях окрисполкома много «громких», «душе щипательных» слов произнес тов. Уша ков. О положении народностей Севера говорил он, оперируя цитатами Энгельса, а положение мало меняется к лучшему, все остается на бумаге. Таким филосо фам, как Ушаков, опуститься бы на землю манси и ханты с ее таежными заповедями и законами. И у нас, у ма лых народностей, есть свой язык, своя незаемная философия. Смотрит Мирсуснэхум на высокое де рево, где сидит птица, думает Мирсуснэ хум: «Может, это ворон, а не филин го ворит. Птицы, как и люди, имеют при вычку рядиться в чужую одежду и го ворить чужим голосом». — А где филин? — рассердившись, спросил Мирсуснэхум ворона. — Почему он прячется? — Я не прячусь. Сижу вот на ветке, слушаю, думаю... Вот что хочу вам ска зать. Стремясь к возвышенному, нельзя путать крик птицы с думами мудреца. Не тот мудрец и герой, кто с высокого дерева складно и громко кричит. Тот истинный мудрец и герой, кто понял, что жить по совести и чести — есть са мое высокое, что дала ему Природа, а са мое худшее — разлад Слова с Делом. И еще сказал филин: «Не загозорить бы Перестройку. Разбудить бы Челове ка. Совесть его расшевелить бы!» — А осталась ли у человека совесть? — Это спроси у людей. — У манси и ханты? — Нет, у новых людей, у пришельцев спрашивай. _О чем ты думаешь сейчас, филин? — спросил опять Мирсуснэхум мудрую птицу. — Кто в чужой наряд наряжается, чу жим голосом поет, от того добра не жди. В последние годы возрастает интен сивное вторжение в природу Севера. Уничтожаются оленьи пастбища, рыб ные водоемы, леса, а местные органы власти не ищут противодействия всемо гущей силе различных ведомств, «поко ряющих» Север. Утверждается ничем не оправданное разрушение исторически сложившихся национальных' сел, сселе ние коренного населения (эскимосы, нивхи, манси, ханты и др.) в крупные поселки и города. Огромный поток при езжих затрудняет жизнь коренного на селения в исконных местах обитания. Уходят, растворяются и навсегда исче зают неповторимые национальные черты характера, традиционная высокая нрав ственность, этнический облик, язык и уклад жизни. Разрушаются исторически сложившие ся условия существования... Помню, с каким возвышенным духом вступали в литературу ненец Василий Ледков, нивх Владимир Санги, коряк Владимир Коянто, ханты Роман Ругин... Знаю, некоторые из них надломлены, потеряли веру в справедливость. На Севере среди коренного населения есть безработица. Колхозы упразднили, оленей порезали, кто-то в свое время получил ордена за выполнение плана по мясу и нефти, а теперь ждут мясо и картошку со стороны. Вокруг многих селений оленьи пастбища пустуют вот уже не одно десятилетие А ведь олене водство на Севере — доходная отрасль хозяйства. И людей распустили, в прямом смысле слова. Вроде бы освободили от колхозов, в которые их «загонял» мой отец в ста линские времена. Теперь люди свободны от колхозной жизни, да счастливы ли они? «Без колхозов трудно жить!» — поют они нынче в песнях. Да кто их слушает! А не вывернуты ли наизнанку наши общеизвестные достижения в националь ном вопросе? На Севере появилось нема ло «умельцев», которые искусно исполь зуют малую численность своего народа, извлекая порой большие выгоды для собственного существования. Северу, чуткому, ранимому, нужна правда. Жаль, что северяне теряют та кие свои исконные черты, как прямота, правдивость, искренность, гостеприимст во, верность в дружбе, неприятие лжи. Появились среди молодых северян лю ди, которые не мечтают стать мастерами, а пытаются растолкать других, чтобы занять какой-то хорошо оплачиваемый, не требующий большого труда пост. Много ли сегодня у нас на Севере таких, кто живет по заповедям правды и самоотверженности, самопожертвова ния? Можно ли помочь нашим народно стям? Что можно сделать позитивного, доброго? Что предпринять? И кто должен взять на себя инициативу? Подобные вопросы можно продолжать до бесконечности. г, I :г'ы.. ; нк<щ .«ю тдЭ од» г м 1*-диаг. ЗВЯО ЭД1-ЭОЯ оте оннэпгмп ф -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2